Российскому автопрому наконец придется перейти на новые стандарты выбросов вредных веществ. В конце прошлой недели правительство одобрило проект технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ». В соответствии с этим документом, стандарт выбросов «евро-2» должен вступить в силу через полгода, «евро-3» — с 1 января 2008 года, «евро-4» — с 1 января 2010 года, «евро-5» — с 1 января 2014 года. Предполагается, что регламентирующие нормы распространятся на все виды транспортных средств и всех участников рынка — как производителей, так и импортеров. Однако новые требования не будут обязательными для уже эксплуатируемой техники, а коснутся лишь новых машин. В то же время участники рынка уверены, что введение новых требований повысит цены на новые не сильно дорогие авто на 400-1500 долл.

Уже весной 2006 года в России будет запрещено производство и импорт автомобилей, автобусов и грузовиков, не удовлетворяющих требованиям стандарта «евро-2». А те автомобили, производство которых будет организовано с момента вступления постановления в силу и до 2008 года, уже должны будут удовлетворять нормам «евро-3». Не удовлетворяющие этим требованиям автосредства с 2008 года должны быть сняты с производства. Автомобили, производство которых будет начато в России в 2008—2010 годах, должны будут удовлетворять требованиям «евро-4», которые будут действовать для всего российского автопрома с 2010 года.

Крупнейшие российские автопроизводители заявили, что готовы к новым экологическим требованиям. Дело в том, что в прошлом году правительство уже предпринимало попытки навязать евростандарты российскому автопрому, но тогда это было технически нереально и означало бы гибель отрасли. Тем не менее основные автопроизводители, что называется, намек поняли и стали готовиться к новым требованиям.

«КамАЗ», еще в 1995 году начавший строительство нового дизельного завода, где производятся только двигатели, отвечающие стандартам не ниже «евро-2», давно ратовал за принятие этой меры, дающей ему конкурентные преимущества. Поэтому он, безусловно, удовлетворен решением правительства.

В пресс-службе «Северсталь-авто» заявили, что введение стандартов «евро-2» является оправданной и «своевременной мерой», подчеркнув при этом, как «важно, чтобы при введении данного регламента был соблюден единый подход ко всем автомобилям, появляющимся на рынке, не только к автомобилям, собираемым на территории РФ, но и к ввозимым из-за рубежа».

А вот в «Руспромавто» (теперь группа «ГАЗ»), напротив, выступают за дифференцированный подход к регламентации и введению «евро-2». «К России невозможно подходить с той же меркой, что к европейским странам, у нас и расстояния другие, и возможности», — заявил «Времени новостей» директор департамента внешних связей УК «Руспромавто» (управляет ГАЗом) Владимир Торин. По его словам, российский потребитель еще не готов к тому, чтобы оценить преимущества вводимых стандартов и «платить за экологию».

Хотя готовность обеспечить перевод своих мощностей на сборку машин, соответствующих «евро-2», г-н Торин с готовностью подтвердил: «Мы давным-давно готовы перейти на «евро-2» и, по желанию заказчика, уже несколько лет укомплектовываем автомобили — «Волги», «Уралы», «Газели» — в соответствии с этими требованиями».

На «АвтоВАЗе» также заявили, что уже давно готовы к переходу на новые стандарты. В распространенном компанией сообщении было отмечено, что «заблаговременно была проведена большая работа по проектированию, адаптации и внедрению в производство комплектаций автомобилей, соответствующих этим нормам, и на данный момент в ОАО «АвтоВАЗ» обеспечены все технические условия для перехода на выпуск автомобилей, выполняющих требования «евро-2». В пресс-службе «АвтоВАЗа» добавили, что за последние пять лет выпустили уже более миллиона автомобилей, соответствующих нормам «евро-2», и что большинство автомобилей выпускаемого модельного ряда уже снабжается двигателями этого стандарта. Поэтому в компании не ожидают изменения цен на свою продукцию после вступления в силу принятого распоряжения. «Впрочем, что касается классики, то очевидно, что ставить «евро» на старые модели — дорогое удовольствие. Но компания приняла программу развития до 2010 года, в которой этот вопрос решается (будет проведено обновление модельного ряда. — Ред.)».

Аналитики сходятся во мнении, что российский рынок автопрома, в общем-то, уже был готов к введению норм «евро-2». А потому принятие правительственного регламента на нем особым образом не отразится. По мнению Татьяны Капустиной из «Атона», «компании-производители готовы к введению этих стандартов, а потому не следует ожидать снижения объема производства». В перспективе переход на более высокие стандарты тоже должен пройти гладко, поскольку эти требования уже учтены при разработке российскими компаниями новых модельных рядов.

Ирина Ложкина из ИГ «Проспект» видит одним из наиболее очевидных следствий введения нового регламента ужесточение конкуренции (в том числе со сборочными производствами, работающими в России) в секторе новых автомобилей стоимостью 10—15 тыс. долл. Кроме того, она прогнозирует удорожание в этом сегменте.

Автопроизводители также заявляют, что переход на евростандарты повысит розничную стоимость автомобилей. Так, в «Северсталь-авто» дельту повышения оценивают в 500—1000 долл. в зависимости от модели, в группе «ГАЗ» — в 400—1500 долларов.

Анна ЛАНДЕР

Время новостей

N°188

11 октября 2005

Время новостей

*