Нижегородский пролог. Валерий Шанцев пытается развернуть область к инвестициям
Нижегородский губернатор Валерий Шанцев находится на своем посту совсем не долго, но уже может говорить о некоторых успехах в работе. Он быстро нашел контакт с мэром Нижнего Новгорода, с которым не могли ужиться предыдущие главы региона, и заключил с ним соглашение, необходимое для привлечения новых инвестиций. Кроме того, Шанцев активно взялся за сельское хозяйство: он намерен увеличить сбыт продукции Москве, на что та уже дала свое принципиальное согласие. >>>
«Он пока ничего хорошего не сделал, но это опытный руководитель», — так охарактеризовал нижегородского губернатора Валерия Шанцева президент Владимир Путин во время недавнего телевизионного общения с жителями России.
На посту губернатора Шанцев чуть больше двух месяцев и на слова президента почему-то обиделся. Во всяком случае на нашу просьбу прокомментировать фразу президента Валерий Павлинович ответил так: «Я не смотрел телетрансляции. Но если президент так сказал, он был неправ».
Что же, как любой человек, Шанцев может обижаться. Ведь он действительно пашет на новом месте с первого дня и немедленного золотого дождя нижегородцам никогда не обещал.
Самая знаменитая фраза, сказанная Шанцевым сразу после инаугурации: «Ждите! Теперь поеду по вашим помойкам!» некоторыми наблюдателями была воспринята как объявление войны мэру Нижнего Вадиму Булавинову. Дело в том, что начиная с Бориса Немцова между мэром и губернатором постоянно идет ожесточенная борьба. Считается, что губернатор — «начальник деревни» и лицо региона в Москве, а областной центр — епархия мэра. Поэтому все ждали продолжения «сериала», и поначалу казалось — традиция нарушена не будет. Первая же встреча Шанцева с Булавиновым с глазу на глаз произвела на мэра такое впечатление, что он, представ перед журналистами, выглядел слегка не в своей тарелке, признав, что не сумел ответить на некоторые вопросы нового губернатора. А Шанцев подсыпал соли, заявив, что мэр не вполне контролирует городское хозяйство.
Однако мрачные пророчества не оправдались. Валерий Павлинович не стал «бодаться» с городскими властями за территорию, а позже официально подтвердил, что Вадиму Булавинову надо дать возможность «выложиться и реализоваться в течение следующего срока, если за него проголосуют жители города». Забегая вперед, скажем, что в конце сентября Валерий Шанцев и Вадим Булавинов подписали соглашение о совместном осуществлении полномочий по управлению и распоряжению землей, что, похоже, поставило жирную точку в многолетнем нижегородском конфликтном «сериале» мэр-губернатор.
Земельное соглашение необходимо для привлечения в город инвесторов. При этом нижегородский градоначальник заявил, что документ никоим образом не ограничивает его права как главы города. Инвестиции региону нужны позарез. Сегодня объем инвестиционных проектов в Нижнем Новгороде составляет 4 миллиарда рублей. В то время как в Москве он равен 20 миллиардам долларов. Подобных соглашений между городом и областью раньше не заключалось. Теперь губернатором поставлена задача: все вопросы, связанные с землей, должны быть решены в течение трех месяцев, тогда как раньше на них уходило до 1,5-2 лет.
Тем временем сам глава региона «ушел с головой в сельское хозяйство». Уже в первый день своего губернаторства Шанцев запросил сводки на тему «Сколько сжато и сколько обмолочено». И торжественно пообещал аграриям, что «волюнтаризма в стиле Хрущева не будет». Зато будет увеличен сбыт сельскохозяйственной продукции региона в Москву. Тем более что Юрий Лужков уже дал свое принципиальное согласие на то, чтобы кормиться с нижегородского стола. «Юрий Михайлович мне сказал: «Валера! Не беспокойся! Москва и Нижний Новгород всегда были братьями. С твоим приходом мы будем дружить еще теснее!»- обнадежил глав администраций сельских районов новый губернатор.
Изменил Шанцев и схему управления регионом. Убрал за ненадобностью такую структуру, как администрация губернатора, после чего лично возглавил областное правительство, заявив, что не собирается быть президентом Нижегородской области. Следующим шагом стало введение должности вице-губернатора, первого заместителя председателя правительства по развитию научно-производственного и экономического потенциала (аналогичный пост в правительстве Москвы как раз и занимал Валерий Шанцев). Вообще, структура нового областного правительства во многом скопирована со структуры столичной мэрии.
Как ни странно, но Шанцев укомплектовал свое правительство преимущественно местными кадрами. «Как ни странно» потому, что, как и в случае с Вадимом Булавиновым, самой жесткой критике подверглись практически все руководители региональных министерств и ведомств. Поэтому предполагалось, что вся руководящая команда Шанцева будет сплошь состоять из москвичей. Правда, накануне формирования правительства Валерий Павлинович не утверждал, что будет делать ставку именно на варягов, заявляя, что главное при подборе кадров не географическая принадлежность, а профессионализм. Но в кулуарах поговаривали, что Шанцев, может быть, и хотел бы кого-то привезти из Первопрестольной, да в провинцию мало кто согласился ехать. Единственное исключение — бывший сотрудник мэрии Москвы Леонид Белов, назначенный руководителем аппарата губернатора и местного правительства.
А вот проблема пассажирских перевозок сама наехала на Шанцева. Состояние дел в отрасли — аховое. Износ парка автобусов — 72 процента. Убытки от перевозки пассажиров — 59 миллионов рублей только за восемь месяцев текущего года.
Согласно новой концепции привычные «пазики» заменят на городских маршрутах так называемые низкопольные автобусы большой вместимости. «Пазики», конечно, не исчезнут хотя бы потому, что обслуживают их в основном частники, но количество их уменьшится. Кроме того, губернатор намерен инициировать крупномасштабные проверки всех частных автотранспортных предприятий: «Мне надоело каждый день получать сводки о том, сколько ДТП произошло по вине водителей маршруток и сколько их в нетрезвом состоянии снято с рейса». Отдавая должное хватке губернатора, скептики в связи с этим не исключают возврата к тривиальному советскому автобусному дефициту. Это сейчас маршрутка гоняется за пассажиром, а с уходом с рынка перевозок частников ситуация может измениться ровно на противоположную.
Похоже, нашел Шанцев общий язык и с председателем областного Законодательного собрания Евгением Люлиным. До прихода нового губернатора исполнительная власть сражалась с законодательной не на жизнь, а на смерть, но пользы для экономики при этом было немного. Сегодня все чаще начинания губернатора находят поддержку в областном парламенте. Характерная деталь: при губернаторе Ходыреве поздравительные письма с каким-нибудь профессиональным праздником подписывали отдельно глава региона и спикер. Теперь же все здравицы идут сразу за двумя подписями: Шанцев и Люлин. Новый губернатор понимает: сольные арии хороши только в опере.
Ход с Шанцевым, безусловно, интересен по многим причинам. Когда-то на заре рыночных реформ здесь, в Нижнем, с молодым губернатором Борисом Немцовым работала столь же молодая команда Григория Явлинского. Что могли и как понимали для области, они сделали, об этом вышла даже книжка «Нижегородский пролог». Но вернувшись в Москву и чуть поостыв от Нижнего, один из членов той команды, Алексей Михайлов, честно признавал: главное резюме нижегородского опыта — это сформировавшееся убеждение, что там, в провинции, без участия федерального центра всерьез сделать ничего нельзя.
Посмотрим, что получится у матерого Шанцева, посмотрим, как далеко мы ушли от тех времен.
Виктор Девицын, Нижний Новгород, Сергей Анисимов
Дата публикации 11 октября 2005 г.
***