Осторожно, Siemens: двери закрываются
Один из самых амбициозных экономических проектов между Россией и Германией фактически сорван. Компания «Российские железные дороги» решила «скорректировать» свое сотрудничество с концерном Siemens.
текст под картинкой |
Заявление нового главного железнодорожника России Владимира Якунина, сделанное им на прошлой неделе в перерыве заседания Совета директоров РЖД, прозвучало абсолютно неожиданно. Выйдя к прессе, Якунин сообщил о том, что его компания пересматривает условия соглашения с немецкой стороной, подразумевающее приобретение в Федеративной Республике 60 скоростных поездов на сумму 1,5 млрд. евро. Данное решение, мол, будет доведено до руководства Siemens, правда, пока еще никаких официальных изменений в договоренности с немцами внесено не было.
В качестве обоснования данного решения российский менеджер подчеркнул, что не намерен «субсидировать» немецкую промышленность, отдавая на сторону многомиллиардные заказы. Если в Германии и будут заказываться скоростные поезда класса ICE, то их число снизится с 60 до 6.
Новый глава РЖД одним махом фактически перечеркнул те договоренности, которые были достигнуты лично Владимиром Путиным и Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder) в ходе Ганноверской промышленной ярмарки, состоявшейся в минувшем апреле. Подписание договора о намерениях между Siemens и РЖД было обставлено тогда с большой помпой и преподносилось в немецкой прессе как личный успех главы Федерального правительства, радеющего об отечественной экономике.
Теперь выясняется, что этих договоренностей, подписанных на самом высшем уровне, российская сторона придерживаться не собирается. Проект скоростного железнодорожного движения на трассе Москва – Санкт-Петербург, на помощь в реализации которого Siemens возлагал столько надежд, практически положен под сукно.
Немецкая сторона находится сейчас в абсолютной растерянности. Единственное, что смог выдавить из себя пресс-секретарь концерна, комментируя ситуацию, – мол, остается надежда на то, что «какой-нибудь договор о поставках все же будет». Однако понятно, что «договора столетия», как уже успели окрестить апрельское соглашение в ФРГ, немецкой стороне не дождаться.
Теперь обозреватели рассуждают о том, что «слово Путина» не является гарантией сделки. Единственное, что, мол, остается руководству Siemens, так это обратиться к самому федеральному канцлеру, чтобы тот хоть как-то повлиял на своего российского друга.
Скорее всего, в немецком концерне и сами понимают, что Шредеру сейчас не до подписанных в апреле договоров о намерениях. Все еще федеральный канцлер пытается лихорадочно решить для себя одну, но главную проблему – цепляться ли и дальше за высокое кресло или уступить его даме. Да и утверждения о том, что Путин не в курсе ситуации, вряд ли верны. Новый глава РЖД – креатура российского президента, вряд ли Владимир Якунин решился порвать договоренности с немцами самостоятельно, действуя без одобрения с самого верха.
С большой долей вероятности можно предположить, что российская сторона четко продемонстрировала своим немецким партнерам – в политике действуют одни законы, а в большом бизнесе – совсем другие. В апреле Путину необходимо было поддержать своего немецкого визави. С помощью российского президента Шредеру удалось убедить часть электората в том, что лично федеральный канцлер тянет на себе всю немецкую экономику, сам создает рабочие места в стране. Однако, когда Москве стало ясно, что политическая карта Шредера оказалась битой, то и отношения в бизнесе были пересмотрены.
Удрученные представители Siemens пытаются сейчас «минимизировать потери». На днях в Осло был подписан договор о поставке для норвежской подземки 30 метропоездов. Общий объем заказа составляет 140 млн. евро. На этот раз немецкий концерн не пригласил на церемонию подписания высших государственных лиц двух стран.
Владимир ГУЩИН
N- 40/2005 10.10 — 16.10
***