В Париже открылась 32-я ярмарка современного искусства – знаменитый FIAC. Французов все больше теснят иностранные галереи, среди которых в этом году – три русские. А первый скандал ярмарки связан с русским художником – молодым Давидом Тер-Оганьяном. Из Парижа – СУРИЯ Ъ-САДЕКОВА. >>>

В этом году на FIAC французских галерей (на фото скульптуры Этьена Босю и Ива Грене) впервые меньше, чем иностранных

Фото: AP

Главным достоинством FIAC остается сам Париж. Именно город-мечта привлекает сюда толпы поклонников искусства и коллекционеров со всего света, особенно заокеанских. Устроители беспардонно эксплуатируют эту свою козырную карту. Для публики, снабженной бейджем «почетного гостя», составлена необъятная культурная программа с приватными посещениями выставок, вернисажей во всех крупнейших музеях города.

Но сам огромный выставочный центр, аналог нашего ВВЦ, расположен в грустном, серо-безликом квартале Парижа Порт де Версаль. Появление на его улицах толп экстравагантной, богато одетой публики может означать только одно: открылся очередной FIAC. Два года назад FIAC с предпохоронной помпой отмечал свое тридцатилетие. Специалисты и просто злые языки утверждали: вот отметит один из старейших салонов современного искусства свой юбилей, и пора бы лавочку закрывать, поскольку ярмарки в Базеле и Майями давно отняли у Парижа пальму первенства. Галереи Сен-Жермена и даже авангардного Маре пустуют в ожидании посетителей и покупателей, тогда как в соседнем Лондоне картины идут нарасхват. Знакомые художники, отчаявшись дождаться своей публики в Париже, потихоньку перебираются за океан и наводят мосты с Москвой.

Но галльская столица упорно пытается доказать не только иностранцам, но и самой себе, что она остается лидером и новатором в мире современного искусства. Несмотря на упаднические настроения, FIAC живет. Каждый год артистическая богема с нетерпением ждет традиционного вернисажа с шампанским и яркими софитами телевизионщиков, съезжающихся по этому случаю со всего мира. В этом году ярмарку устроили на несколько дней раньше, как бы невзначай приурочив ее к ежегодным модным дефиле, дабы в открытую не конкурировать с проходящей параллельно молодой лондонской ярмаркой Freize. FIAC и так уже вынужден был кардинально перемениться. Прежде всего он перестал быть сугубо французским. На протяжении десятилетий иностранные галереи пребывали на салоне в удручающем меньшинстве: приглашения удостаивались лишь самые громкие из них. Первое появление молодой русской Крокин-галереи несколько лет назад произвело фурор. В этом году русских – целая троица, что никого больше не удивляет. Устроители салона с гордостью сообщают, что половина галерей-участниц FIAC – иностранцы.

Второй год подряд FIAC проходит в двух выставочных павильонах, один из которых отдан известным галереям. Здесь расположились необъятные стенды лондонской Marlborough, парижские гиганты, вошедшие в историю: Claude Bernard, Denise Rene, Larock Granoff. Тройка московских галерейных лидеров – XL, «Айдан» и «Гельман» – оказалась в этой многоуважаемой компании. Все коммерческие надежды возлагают именно на эту часть салона. Здесь продают испытанное временем искусство XX века. Но работы классиков прошедшего столетия на стендах появляются все реже и реже. Купить картины Пикассо или Миро на FIAC уже сложно. «Слишком они музейные»,– делают хорошую мину при плохой игре галерейщики. Однако кому неизвестно, что на FIAC заключаются сделки в пределах от ?5 тыс. до ?50 тыс. Суммы же контрактов, например, на ART Bazel часто на порядок выше. В Париже пользуются успехом постаревшие кумиры восьмидесятых или художники, выдвинувшиеся в девяностые годы. В этом же павильоне с успехом работают галереи, специализирующиеся на мебели XX века. Уже не первый год мир увлекается непритязательными творениями Шарлотты Перриан, Жана Пруве, Жана Ройера, скандинавской мебелью пятидесятых годов.

Во втором гигантском павильоне представлено самое молодое поколение художников и галеристов. Организаторы попытались представить молодежь преемницей славных традиций. Посетителей этого павильона встречают отнюдь не работы юных дарований, а дизайнерские вариации на тему легендарного для французов Sitroen DS. В разделе Future Quake можно познакомиться с галереями, созданными в прошлом году. Атмосфера здесь куда раскрепощеннее и веселее. Комиссия по поддержке молодого искусства уже в первый день закупила в этом павильоне работы молодых художников на ?420 тыс. Повезло попасть в музейные коллекции (а значит, в историю) довольно многим, ведь в этом павильоне ни одна работа не оценена выше ?5 тыс.

Кстати, именно русские галеристы спровоцировали на сонной ярмарке скандал. Вчера выставочный комплекс был закрыт на два часа – полиция искала бомбы. И нашла – на стенде французской галереи Rabouan Moussion. Бдительные посетители сообщили о подозрительных предметах – тыквах и батонах с примотанными к ним скотчем будильниками. «Бомбы» московского молодого художника Давида Тер-Оганьяна предоставила своему французскому партнеру московская галерея XL. После того как полиция, создав дополнительную рекламу, удалилась, объекты были немедленно проданы.

№ 190 (№ 3274) от 08.10.2005, СБ

"Коммерсантъ"

***