Российская пресса пишет об объединении ЕврАзЭС и ОЦАС, возвращении летчика из Литвы и финалистах литературной премии.

    * ОЦАС интегрировалась в ЕврАзЭС

    * Пилот Валерий Троянов не понесет наказания за аварию

    * Финалисты литературной премии «Букер — Открытая Россия»

В пятницу Путин отпраздновал день рождения

Лучший подарок — объединиться

В пятницу к своему дню рождения президент России Владимир Путин получил «лучший» подарок — объединение ЕврАзЭС и ОЦАС в одну структуру. Решение об интеграции было принято на саммите глав государств ОЦАС в Санкт-Петербурге вечером в четверг. Как отмечает «Труд», «таким образом, саммит этой организации, похоже, стал для нее последним».

«Однако сожаления по этому поводу излишни, поскольку сама структура ОЦАС, как отмечают практически все наблюдатели, была, по сути, пустой и дублировала более эффективную — ЕврАзЭС», — продолжает издание.

Напомним, что ОЦАС была создана Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном, пригласившими войти туда и Россию, без которой, как сказал «Труду» близкий к Кремлю источник, они никак не могли договориться между собой.

«Две структуры отличались только тем (без оценки эффективности), что входящий в ОЦАС Узбекистан не входит в ЕврАзЭС, членом которого является Белоруссия, не входящая в ОЦАС», — объясняет газета.

«Проблема решилась просто. Узбекистан решил вступить в ЕврАзЭС, а у президента Белоруссии спросили его согласия по телефону прямо в ходе санкт-петербургского саммита», — констатирует «Труд».

«По словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, со временем подобные интеграционные процессы могут коснуться еще одной структуры на территории СНГ — Единого экономического пространства», — заключает издание.

После утверждения формальностей по слиянию Путин принял будущего члена ЕврАзЭС президента Узбекистана Ислама Каримова. «На встрече Каримов произнес немало славословий в адрес России и ее президента: «спина для стран Содружества», «ваша страна была центром притяжения», «среди всех мировых лидеров у вас самый большой рейтинг», — отмечает «Российская газета».

«Закончил Каримов свою речь совсем оптимистично: «У России и у Узбекистана есть возможность выйти на союзнические отношения», — цитирует президента Узбекистана издание.

«Но тем самым он невольно дал пищу для размышлений о дальнейших структурных вариациях взаимоотношения обеих стран, — отмечает газета. — «Не имеет ли в виду Ислам Каримов создание Союзного государства по аналогии Союза Россия-Беларусь?» — гадали присутствующие».

«Оказалось, не имеет, — констатирует «Российская газета». — Позже источник в Кремле сообщил, что никакого союза не будет, а словосочетание «союзные отношения» означает возможность подписания Договора о дружбе и сотрудничестве».

Отвечая на вопрос издания о том, какие «виды» на Россию имеет Каримов, говоря о ней как о «центре притяжения», кремлевский источник пошутил: «Когда у нас не было денег, мы не были центром притяжения, а сейчас, разумеется, центр».

«В любом случае, вступление Узбекистана в ЕврАзЭС в Кремле считают серьезным достижением», — заключает издание.

«В этой организации нельзя быть наполовину, и Ислам Каримов будет обязан строить экономику своей страны в соответствии со стандартами этой организации», — особо подчеркивают на Старой площади.

Разбор полетов

Почти все российские газета пишут о возвращении летчика Валерия Троянова на родину. «Хорошо, что приехал!», — восклицает в заголовке «Комсомольская правда». «Летчика Троянова командиры простили заранее», — пишет «Коммерсант». «Нарушитель — герой?» — задает вопрос «Московский комсомолец». «Троянова наказывать не будут», — делает вывод «Российская газета». А «Труд» иронизирует: «Вслед за Трояновым получим и обломки».

«Пилот разбившегося 15 сентября в Литве истребителя Су-27 майор Валерий Троянов не понесет наказания за аварию», — заявляет газета «Коммерсант».

«Еще до встречи с ним главком ВВС РФ Владимир Михайлов объявил о том, что никаких дисциплинарных взысканий к летчику применяться не будет. Главком даже в шутку предложил наградить пилота звездой Героя России за то, что он смог преодолеть систему ПВО НАТО», — отмечает издание.

«Когда летчик Троянов узнал о том, что генпрокуратура Литвы прекратила уголовное дело о катастрофе самолета «Су-27», первое, что он сказал жене: «Свобода!» — пишет «Московский комсомолец».

«Литовская сторона ответила на главный для себя вопрос — залет российского истребителя не был провокацией», — полагает газета.

«Падение самолета явилось следствием ошибки летчика и группы руководства полетов, а не являлось какой-то спланированной диверсией», — повторил выводы литовцев Михайлов.

«Другими словами, если бы Троянов из-за своих «ошибок» угробил самолет над нашей территорией, его непременно бы наказали. А так он — герой», — продолжает издание.

«Конечно, Валерий Троянов натерпелся, — констатирует «Московский комсомолец». — С таким мизерным налетом и безобразным наземным руководством полетами он еще умудрился уцелеть сам и отвести падающий самолет в безлюдную зону».

«Так что слова о мужестве, адресованные майору, имеют под собой основание. Но ведь «Су-27″ не сбивала ракета, не было случайного отказа техники, а были только ошибки, на всех уровнях», — заявляет издание.

«Если бы подобное ЧП случилось в российском небе, под раздачу попали бы все виновные — так просто гробить истребители ценой в 30 миллионов долларов у нас непозволительно. В прокуратуру бы притащили и Троянова, и тех, кто собирал его в полет. Но в данном случае летчику повезло — он упал на чужой территории», — полагает газета.

Литва прекратила уголовное дело, а возбуждать новое расследование на родине летчика, как выяснил «Московский комсомолец», никто не собирается.

«Свою проверку ВВС, конечно, проведет. Вероятно, к делу даже подключится военная прокуратура, но чисто для проформы. «Возбуждаться» прокуроры не будут, им лишняя работа не нужна. Согласно международным нормам, расследование проводится только той страной, где совершено преступление», — заключает издание.

Жюри «Букера» потянуло в Сибирь

«Коммерсант» пишет о финалистах литературной премии «Букер — Открытая Россия». «Денис Гуцко, Борис Евсеев, Олег Ермаков, Анатолий Найман, Роман Солнцев и Елена Чижова мирно соседствуют в коротком списке. По мнению жюри, тексты должны были «художественно дополнять друг друга», — рассказывает газета.

«Смутьяны» вроде Виктора Пелевина в финал допущены не были», — констатирует издание.

«Пресс-конференция, посвященная букеровскому краткому списку, была оживлена неким подобием спора. Едкие вопросы и общий гул в зале вынудили председателя жюри Василия Аксенова мотивировать свой выбор более развернуто», — продолжает «Коммерсант».

«Хотя ключевая фраза председателя жюри о приоритете «живой жизни» и «поисков жанра» и так многое объясняла», — отмечает газета. В символы «живой жизни» был выбран красноярский прозаик Роман Солнцев с его «Золотым дном», повествующим о сибирских гидростроителях.

«Члены жюри в унисон воспевали просторы Сибири, создалось даже впечатление, что вместо литературных дебатов они с удовольствием отправились бы куда-нибудь на Ангару», — иронизирует издание. За эту «русскость» Роману Солнцеву устроили настоящий букеровский бенефис: в краткий список попали сразу два его текста, «Золотое дно» и «Минус Лавриков».

«Но на этом географические фантазии букеровского жюри вовсе не были исчерпаны», — продолжает «Коммерсант». Молодого писателя Дениса Гуцко оценили именно за «атмосферу Ростова-на-Дону», воссозданную в романе «Без пути-следа». Василия Аксенова, напротив, текст ростовчанина покорил своими «джазовыми ритмами». «Романчик» Бориса Евсеева тоже привлек жюри своей музыкальностью: там главный герой — студент Гнесинки.

Критик Алла Марченко объединила аутсайдеров, в числе которых, например, Виктор Пелевин и Дмитрий Быков: «Это компьютерная литература, текст есть, а речи — нет». Евгению Ермолину не понравилась «безжалостность» пелевинской сатиры. Писатель, по мнению критика, должен исключительно отображать «духовную сущность народа».

«Из подобных высказываний стало понятно, что жюри просто исключило из претендентов все мало-мальски раздражающее, непонятное», — заявляет газета.

«Список получился ровный. Примерное время действия сразу нескольких романов — 1973 год. Тоскливое время, как его ни расцвечивай. Видимо, это не случайное совпадение: жюри явно предалось ностальгии, причем скорее не литературного свойства», — заключает издание.

Лауреат премии станет известен 1 декабря.

Обзор подготовила Ольга Лесникова, Служба мониторинга Би-би-си

суббота, 08 октября 2005 г., 04:59 GMT 08:59 MCK

Би-би-си

***