Школьные деньги. Любовь к преподавателям как существенная статья расходов
В какую сумму в среднем обошелся родителям «стандартный набор» школьника в связи с началом учебного года? ВЦИОМ представил новые данные своих опросов на эту тему.
Тема же приобрела особенную актуальность после того, как неформальные платежи в школу стали причиной совсем нешкольной трагедии: петербургский подросток покончил жизнь самоубийством, указав, что причиной его смерти стала невозможность исполнять требования учителя «сдать деньги» на очередные классные нужды.
Мы все учились понемногу, но за разные суммы формальных и неформальных платежей.
Подавляющее большинство россиян считают, что раньше эти суммы были куда меньше, а современное школьное образование требует куда больших материальных затрат. Доля так полагающих, и без того высокая, за прошедший год увеличилась с 83 до 92 процентов. Почти не осталось затруднившихся с ответом. Видимо, так думает почти вся Россия.
«Стандартный набор» школьных затрат семей, где есть учащиеся дети, включает: покупку школьной сумки, письменных принадлежностей, учебно-методического материала и необходимой школьнику одежды и обуви. На эти затраты указали по 25-27 процентов россиян.
Самая большая статья школьных расходов семьи — одежда и обувь, на которую в среднем тратилось 2904 рубля. Учебно-методический материал обошелся семьям школьников в среднем в 765 рублей, письменные принадлежности — 582 рубля, портфели и рюкзаки — 537 рублей. Суммарно эти основные статьи расходов предполагают траты в размере 4798 рублей на одного ученика.
Важной статьей расходов для 18 процентов опрошенных стали всевозможные взносы на школьные нужды — их средняя стоимость для среднего россиянина 540 рублей. 9 процентов внесли так называемые добровольные спонсорские взносы, составившие в среднем 707 рублей. Цветы и подарки учителям на 1 сентября покупали 17 процентов россиян, потратив на это в среднем 236 рублей.
В этом году в семейный бюджет добавилась еще одна «статья» школьных расходов — безопасность. Памятуя о трагических событиях в Беслане, многие школы предприняли различные шаги по обеспечению безопасности. Самой распространенной мерой стало введение специальной охраны. О ней упомянули 46 процентов опрошенных, в семьях которых есть школьники.
Другие весьма популярные меры — прекращение свободного доступа в школу кому-либо помимо учеников и учителей (28 процентов) и установка в школах «тревожной кнопки» (18 процентов). Чаще всего дополнительные меры по усилению безопасности, введенные за последний год, отмечают жители крупных, средних и малых городов. Реже это касается жителей столиц, в них многие меры безопасности были введены еще до событий в Беслане, а также сел, где угроза терактов ощущается не столь сильно. О появлении в школах поста охранника упоминают 67 процентов опрошенных из средних городов и 43 — 46 процентов — из крупных и малых городов. В столицах и селах эта мера упоминается 33 и 39 процентами опрошенных.
Как относиться к школьным затратам? С одной стороны мы знаем, что на Западе выпускники школ много и с удовольствием жертвуют в любимые учебные заведения. И школьные затраты вроде бы естественны для семьи. С другой стороны скрытая недобровольность этих расходов, распределенных на все семьи без исключения и дифференциации по материальному положению, может заканчиваться трагедиями.
В школе начинают разворачиваться процессы сегрегации, разделения на касты: не смог сдать 200 рублей — мой полмесяца полы. Все это с виду добровольное спонсорство должно быть легализовано и прописано в школьных правилах, а за выполнение этих правил должен отвечать либо родительский комитет, либо школьный совет.
Пока же мы делаем вид, что школьных сборов не существует, они осуществляются порою в вариантах психологически унизительных отношений, и даже, как показал трагический случай в Санкт-Петербурге, опасных.
Школьные деньги «не по-школьному» — серьезная проблема.
«Российская газета» №224 (3893), 7.10.05
*