Гадание на небесной гуще. Места возможных землетрясений пытаются предсказать даже по облакам
Дальневосточные спасатели, прекрасно понимая, что живут если не в прямом смысле на вулкане, то уж точно в зоне повышенной тектонической активности, намерены для прогнозирования землетрясений использовать все доступные методы. Включая даже наблюдения за облаками над Камчаткой и Курильскими островами — по данным МЧС, именно эти регионы могут пострадать в первую очередь от грозных проявлений стихии. Спасатели уже провели серию учений по ликвидации последствий возможного стихийного бедствия.
А параллельно в региональных подразделениях ведомства Сергея Шойгу пытаются использовать даже те разработки, которые формально не признаются официальными сейсмологами. Методика прогнозирования, отталкивающаяся от формы облачного слоя, предложенная сотрудником Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук Лидии Морозовой, как раз и относится к числу таких весьма спорных «открытий».
Связь атмосферных явлений с глубинными процессами в земной коре геологи впервые отметили еще в 70-е годы прошлого века. С помощью облачности специалисты научились определять расположение тектонических разломов на дне океанов. В 80-е годы Лидия Морозова, будучи молодым сотрудником Саратовского института геологии, изучала снимки метеорологических спутников, полученные в районе ядерных полигонов под советским Семипалатинском и у китайского озера Лоб-Нор. Оказалось, что из дюжины подземных взрывов девять вызвали образование над местом испытаний атмосферных аномалий. Облака выстраивались в четкие линейные структуры. Когда г-жа Морозова продолжила изыскания в этой области, то обнаружила тесную связь появления аномально прямых облачных структур с мощными подземными толчками. Например, именно такие структуры отмечались на космических снимках с метеорологических спутников в районе армянского города Спитак накануне сильнейшего землетрясения 1988 года. Да и на космических снимках Юго-Восточной Азии накануне сильнейшего цунами 29 декабря прошлого года прямые линии из облаков, изогнутые под прямым углом, протянулись от Шри-Ланки до Южно- Китайского моря.
В 1994-м Лидия Морозова даже получила официальный патент на свое открытие, именуемое «способом определения тектонической активности территории в реальном масштабе времени по метеорологическим снимкам». Однако коллеги г-жи Морозовой по научному цеху — как сейсмологи, так и метеорологи — ее метод всерьез не восприняли. Неоднократные попытки кандидата географических наук защитить докторскую диссертацию по этой теме успеха не имели. И только в этом году работами ученого из провинциального Биробиджана заинтересовались сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям и российского центра «Антистихия». Как сообщила корреспонденту «Времени новостей» пресс-секретарь дальневосточного регионального центра МЧС Наталья Лукаш, в их ведомстве достаточно серьезно относятся к любым методам прогнозирования возможных стихийных бедствий. С Лидией Морозовой дальневосточные спасатели заключили договор — с помощью сети метеоспутников специалисты будут следить за облачностью в районе Курильских островов и Камчатки.
Как уверяет сама Лидия Морозова, точность прогнозов землетрясений с помощью облаков составляет около 70%. По мнению г-жи Морозовой, появление атмосферных аномалий указывает на то, что в земных глубинах скопилось чрезвычайно много энергии и через некоторое время она выплеснется в виде мощных толчков. Как она считает, облачные аномалии появляются над местом будущего землетрясения за несколько часов до удара стихии, иногда этот период времени растягивается до трех суток. Главным недостатком своего метода г-жа Морозова считает то, что с помощью облаков можно предсказать только регион грядущих толчков, а не силу предстоящего землетрясения. Кроме того, метод не работает в том случае, если над эпицентром будущего землетрясения стоит ясная, безоблачная погода.
Однако сейсмологи видят и ряд других недостатков, не позволяющих отнести эту методику в разряд достоверных. Заведующий лабораторией сейсмологии Института тектоники и геофизики Дальневосточного отделения Российской академии наук Владимир Бормотов считает, что атмосферный метод прогнозирования землетрясений использовать можно только в тесном взаимодействии с другими способами определения сейсмической активности. В этом году РАН уже начала реализацию масштабной программы по развитию системы прогнозирования землетрясений на Дальнем Востоке и в Южной Сибири. Сейчас здесь ведутся работы по установке сети новых мини-сейсмостанций. Эти портативные приборы способны улавливать слабейшие колебания земной коры. Одна из первых станций была установлена в центре Хабаровска, в небольшом полуподвальном помещении, откуда в советские годы сотрудники КГБ прослушивали расположенную неподалеку гостиницу «Интурист». Подобной конверсии подверглась и сейсмологическая станция в глубокой пещере недалеко от таежного поселка Кульдур в Еврейской автономии. Ранее она была задействована исключительно для слежения за подземными ядерными испытаниями в соседнем Китае и в Тихоокеанском регионе. После реконструкции здесь разместится одна из крупнейших сейсмических лабораторий на востоке России.
Илья СЕРГЕЕВ, Хабаровск
Время новостей
N°186
07 октября 2005
***