Свою первую мирную навигацию куйбышевские речники завершали с большим опережением производственных планов и принятых обязательств. Первой выполнила навигационное задание пристань Куйбышев — так назывался тогда нынешний Самарский речной порт. Только в сентябре пристань отправила почти на 8 тысяч тонн грузов больше, чем намечалось по программе. К октябрю завершили свои навигационные задания пароходы «Свирьстрой», «Колхозница», многие другие суда и баржи. Продолжая сверхплановые перевозки, они готовились к зимнему судоремонту, который был уже не за горами. Навигация на Волге тогда, как и сейчас, обычно завершалась в начале ноября. Но куйбышевские речники хорошо помнят, как однажды им пришлось работать аж до 7 января 1943 года!

Это было в разгар Сталинградской битвы. Немцы взяли город на Волге в полукольцо. 8 ноября 1942 года, выступая на встрече с товарищами по партии, Гитлер сказал: «Я хотел достичь Волги у одного определенного пункта. Случайно этот город носит имя самого Сталина. Но я стремился туда не по этой причине. Я шел туда, потому что это весьма важный пункт. Через него осуществлялись перевозки тридцати миллионов тонн грузов, из которых почти девять миллионов тонн нефти. Туда стекалась с Украины и Кубани пшеница для отправки на Север. Туда доставлялась марганцевая руда. Именно его я хотел взять, и — вы знаете, нам много не надо — мы его взяли. Остались незанятыми только несколько точек».

Гитлер говорил почти правду. Положение на Сталинградском фронте в те дни было действительно критическим. 14 сентября немцы прорвались в центр города, взяли железнодорожный вокзал, укрепились на Мамаевом кургане и начали обстрел переправы. А помощь оборонявшимся бойцам армии Чуйкова могла прийти только по Волге, с левого берега реки. И она приходила. Под непрерывным минометным и артиллерийским огнем, непрекращающимися бомбежками, неся огромные потери, речники подвозили оборонявшимся подкрепление, снаряжение, продовольствие. Но положение 62-й армии было отчаянным.

На помощь ей пришла 13-я гвардейская дивизия генерала А.И.Родимцева. В течение одной ночи речники переправили ее, и 15 сентября она выбила немцев из центра города и освободила Мамаев курган. В сентябре-октябре Волжская военная флотилия переправила на правый берег еще шесть стрелковых дивизий и танковую бригаду.

В первых числах ноября 62-я армия начала тайную подготовку к контрнаступлению. Для этого в Сталинград надо было переправить 13-й механизированный корпус. Работая по ночам, волгари всего за неделю перебросили на правый берег Волги артиллерийские и танковые полки, горючее, огромное количество различной техники и боеприпасов.

Пароход «Краснофлотец», буксируя баржу «Ржавку», перевозил танки, автомашины, тяжелые орудия и даже конницу. Во время одной из бомбежек в корпусе судна образовалась пробоина. Ее закрыл собой помощник капитана Алексей Смолин и сдерживал студеную воду до самого берега. «Краснофлотец» работал на переправе до самого льда. Когда возникла необходимость срочно перебросить на другой берег войсковую часть, а причала рядом не оказалось, дочь капитана Раиса Челышева пронесла по тонкому льду, а потом по пояс в ледяной воде веревку, к которой был привязан толстый металлический трос. С помощью этого троса пароход стащил с берега понтоны, которые послужили временным причалом, и переправа части была осуществлена.

К концу ноября армия Паулюса была окружена. Оставалось сделать решающий рывок, но для этого необходимо было пополнить запасы горючего. Волга к этому времени уже была скована льдом, однако не настолько прочным, чтобы по нему могли пройти бензовозы. И тогда речники пароходства «Волготанкер» получили ответственное задание Государственного Комитета Обороны — дать Сталинградскому фронту не менее 10 тысяч тонн горючего.

В этой ледовой эпопее участвовало шесть судов. Канал во льду проложил «Саратовский ледокол». По этой трассе первым двинулся пароход «Академик Ольденбург», но его гребные колеса в битом льду быстро вышли из строя, и он не смог доставить к железнодорожной путям баржу с горючим. То же самое произошло с пароходом «Буревестник». Потеряв все плицы, это судно тоже встало. На помощь пришел двухтрубный пароход «Буревестник», в прошлом носивший имя «Самара». Он все-таки пробился вплотную к железнодорожным путям и доставил сюда баржи с бензином. Следом подошла получившая пробоину во льду и чуть не затонувшая нефтеперекачивающая станция № 19. Она немедленно приступила к работе, заполняя в сутки до 50 железнодорожных цистерн. Эта героическая навигация продолжалась весь декабрь и завершилась только 7 января 1943 года. Красная Армия получила не 10, а более 20 тысяч тонн горючего.

Потеряв в 1942 году под бомбежками и на вражеских минах почти 350 лучших судов, волгари, тем не менее, доставили нашим войскам 5 миллионов тонн нефтепродуктов и сотни тысяч тонн различных воинских грузов. Они внесли неоценимый вклад в разгром фашистов под Сталинградом.

*