Российские производители промышленной продукции все активнее осваивают зарубежные рынки и уже не ограничиваются экспортом. Горьковский автозавод и КамАЗ предполагают наладить сборку грузовиков в Южно-Африканской Республике. Поддержку проектам окажет Внешэкономбанк (ВЭБ) в рамках принятой в 2003 году правительственной концепции развития финансовой (гарантийной) поддержки несырьевого экспорта. Вчера соответствующее соглашение ВЭБ подписал с южноафриканской компанией Russian Automotive Investments Southern Africa (RAISA).

По словам первого заместителя председателя ВЭБа Николая Косова, банк готов открыть кредитную линию под эти проекты в таком объеме, «какой нужен партнерам, все будет зависеть от того, сколько машинокомплектов будет поставляться». «Думаю, что речь пойдет о нескольких десятках миллионов долларов в год», — добавил он. Финансирование начнется уже в октябре.

Поставки начнутся с «Газелей», поскольку переговоры с заводом на Каме не завершены. Пока предполагается собирать по 10—12 тыс. автомобилей в год. А года через два-три, говорит г-н Косов, речь пойдет о возможности строительства в ЮАР полноценного автозавода по выпуску российских грузовиков. Причем, возможно, не только грузовиков. Не исключено, сообщил зампред ВЭБа, что в ЮАР из российских машинокомплектов будут собирать и «некий легковой малолитражный автомобиль».

ЮАР, а также соседние с ней Анголу, Намибию, Мозамбик интересуют не только российские автомобилестроители. В планах строительство железных дорог, нефтепроводов, разработка месторождений алмазов, других природных ресурсов. В столь значимых проектах готов поучаствовать и ВЭБ — кстати, единственный российский банк, имеющий представительство в ЮАР. «Работаем на этом рынке более пяти лет и вполне готовы для того, чтобы содействовать нашему бизнесу в успешном развитии разного рода проектов», — говорит г-н Косов.

Так, вчера ВЭБ заключил еще одно соглашение, предусматривающее создание условий для реализации перспективных инвестиционных проектов в горнодобывающей и металлургической отраслях ЮАР. Документ подписан с Investment Partner AG, на которую возложены функции управляющей компании по проектам российской группы «Ренова» в Южно-Африканской Республике.

По словам Николая Косова, в целом южноафриканский рынок чрезвычайно перспективен. Россию не может удовлетворить нынешний уровень товарооборота с ЮАР в объеме примерно 150 млн долл. (впрочем, цифра может быть и больше, если учесть поставки через третьи страны). «ВЭБ рассматривает возможность открытия кредитной линии примерно на 300 млн долл. для того, чтобы осуществить крупный проект на территории ЮАР в сфере добычи минеральных ресурсов», — сообщил г-н Косов. На его взгляд, прошедшее вчера очередное заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Россией и Африкой показало, что в ближайшие годы можно ожидать прорыва в двусторонних экономических отношениях. В том числе в таких высокотехнологичных сферах, как авиастроение и космическая отрасль.

Михаил ВОРОБЬЕВ

Время новостей

N°185

06 октября 2005

Время новостей

***