«Мы помним ту войну». Трудовые резервы
В октябре 1945 года на станцию Куйбышев продолжали прибывать эшелоны с военной техникой и демобилизованными воинами второй очереди. Но однажды из далекой Германии пришел необычный пассажирский поезд. С ним в нашу область приехала большая группа детей, родители которых погибли в фашистской неволе. 150 ребят в возрасте от четырех до пятнадцати лет были первыми в нашей области детьми, прошедшими через лагеря смерти.
Маленьких репатриантов разместили в лучших детских домах области. 50 малышей направили в село Подсолнечное Петровского района. Еще 50 — в село Борское, где специально для них полностью переоборудовали местный детский дом. Остальных расселили небольшими группами в других детских учреждениях области.
Полгода прошло со дня окончания войны, но детских домов в нашей области меньше не стало. Наоборот, к тем 37, которые действовали в военное время, в августе-сентябре 1945 года добавилось еще 8. Общее число сирот, находящихся на попечении у государства в Куйбышевской области составляло 4323 ребенка. В последующие месяцы около 400 ребятишек были усыновлены. 1311 сирот самарские семьи взяли под свою опеку, а 1783 — под патронат. Таким образом ни один ребенок, потерявший родителей во время войны, не был брошен, не стал беспризорником. Всех вырастили и приобщили к труду.
Трудовое воспитание считалось в послевоенные годы важнейшим элементом формирования личности. Тысячи юношей и девушек прошли через развитую систему трудовых резервов. Ежегодно в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения объявлялись организованные наборы учащихся. В Куйбышевской области в том же 1945 году в ремесленные училища по призыву было принято 2400 человек. Еще 2300 подали заявления сами.
В ремесленные училища поступала в основном сельская молодежь и воспитанники детских домов. Принятым сразу же выдавали новенькую форму — шинели, костюмы, добротную обувь. Они получали место в общежитии и талоны на трехразовое питание в заводской столовой. Кроме того им полагалось дополнительное питание за счет продукции подсобных хозяйств предприятий, а порой — талоны так называемого стахановского питания, которое получали взрослые передовики производства. Больных и ослабленных подростков направляли на излечение в подсобные хозяйства заводов.
Кроме предметов школьной программы ремесленники изучали основы строительного, слесарного, токарного дела — в зависимости от профиля предприятия, при котором действовало училище, Практику проходили в заводских цехах и на стройках города. Туда же обычно и направлялись по окончании учебы. У каждого выпускника ремесленного училища был шанс продолжить образование в вечерней школе, в техникуме, в институте и стать на своем заводе мастером или инженерно-техническим работником.
На торжественном заседании, посвященном 5-летию создания в Куйбышевской области системы трудовых резервов, отмечалось, что за эти годы было подготовлено 75 тысяч квалифицированных молодых рабочих. Во время войны более 20 тысяч из них пришли на оборонные заводы и своими руками изготовили различной продукции на 280 миллионов рублей. За добросовестный труд многие выпускники училищ трудовых резервов были награждены орденами Родины.
Тысячи нынешних пенсионеров Самарской губернии до сих пор с благодарностью вспоминают свою первую, очень важную жизненную школу, которую они прошли в системе профессионального образования.
*