«Аэрофлот» объявил, что с 1 октября 2005г. авиакомпании, выполняющие международные рейсы, будут использовать новый условный курс при перерасчете стоимости билета в рубли.

В настоящее время большинство компаний при продаже билетов на регулярные международные рейсы определяют курс по принятой ранее IATA резолюции: курс доллара, установленный ЦБ РФ +5% ,округленный в большую сторону (сейчас это 30,5 руб.). С 1 октября 2005г. авиакомпаниям предлагается торговать по курсу 33,5 руб. за доллар, что приводит к повышению стоимости билетов в среднем на 10%.

На прошлой неделе, ссылаясь на решение Международной ассоциации транспортной авиациии (IATA), коммерческий директор ОАО «Аэрофлот» Евгений Бачурин объявил, что с 1 октября российские и зарубежные авиакомпании, выполняющие международные рейсы, переходят на единый курс условной единицы для расчетов за свои услуги. Предполагается, что новый «условный курс» будет рассчитываться по следующей формуле: сумма курсов ЦБ РФ по доллару и евро, разделенная на два, плюс 5% от суммы с последующим округлением до 50 центов. Повышение цен явно не придаст популярности тем компаниям, которые сейчас продают билеты по более низкому курсу, чем «Аэрофлот». Таким образом, пролоббированное национальным перевозчиком решение повышает конкурентоспособность его билетов.

О намерении поддержать решение IATA, кроме самого «Аэрофлота» объявила также авиакомпания «Сибирь». Как сообщили Turist.ru в пресс-службе представительства «Lufthansa» России и СНГ, компания, являясь членом IATA, всегда следует ее рекомендациям, поэтому с 1 октября 2005г. она планирует перейти на новую условную единицу. Директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал заявил, что если новая у.е. будет введена в автоматическую систему бронирования воздушных билетов Gabriel, которую использует «Трансаэро», то им придется перейти на новую формулу. «Пока мы не принимали решение по этому вопросу. Если с 1 октября будет введен новый у.е. в Gabriel, тогда мы рассмотрим эту ситуацию», — комментирует Сергей Быхал. Вместе с тем, по его словам, даже если «Трансаэро» перейдет на новую у.е., то сделает это таким образом, чтобы не было серьезного повышения цен на ее авиабилеты.

Однако, далеко не все российские авиакомпании довольны новой резолюцией. Руководитель пресс-службы авиакомпании «Пулково» Гульнара Титова сообщила Turist.ru, что их компания не поддержала голосование на конференции IATA. Авиаперевозчик принял решение сохранить схему расчета, исходя из ранее принятой международной организацией формуле: курс доллара, установленный ЦБ РФ + 5%. Такая система расчета останется, как минимум, до истечения срока действующей резолюции. «При новой условной единице нагрузка ляжет, прежде всего, на пассажиров, а им будет сложно объяснить, почему повышается стоимость авиабилетов», — заметила Гульнара Титова, добавив, что «когда срок действия старой резолюции истечет, возможно, будет принято другое решение».

Ряд экспертов, опрошенных Turist.ru, считают, что принятая формула — обман пассажира. «На растяжке компания публикует перелет Москва-Лондон по 300$, а в итоге он будет стоить как минимум 330. «Аэрофлот» даже сейчас устанавливает цены в долларах, которые на самом деле представляют собой некое «у.е.», рассчитанное по какому-то никому непонятному внутреннему курсу.

Понятно, что самой IATA не так важно, какой курс используют в России. Но в целом она заинтересована в установлении единого расчетного курса. «Мы приветствуем единый курс»,- сообщил региональный представитель IATA в России и СНГ Дмитрий Шамраев. По мнению ряда экспертов, это в целом может позитивно отразиться на отрасли, и в частности, позволит автоматизировать процесс выписки билетов.

В Европе проблем с курсами нет: цены на авиабилеты устанавливаются в евро. В Англии тарифы публикуют в национальной валюте, в Америке — в долларах. В странах с «мягкой» валютой тарифы публикуют в долларах (бывший СНГ, Мексика, Куба, Польша), при этом при перерасчете стоимости билетов в национальную валюту они применяют курсы своих ЦБ.

Большинство авиакомпаний при переводе стоимости билетов в рубли следуют ранее принятой IATA резолюции (курс доллара ЦБ РФ +5%) ,то есть сейчас это примерно 30,5 рублей за доллар. «Аэрофлот» же считает по своему внутреннему курсу, и его условная единица в настоящее время равна 32,5 рубля за доллар — для агентов, 31 рубль за доллар — для дистрибьюторов. Создается впечатление, что компания корректирует курс, исходя из необходимости довести до нужного уровня выручку. В таких условиях билеты «Аэрофлота» далеко не всегда могут конкурировать с билетами других компаний. Сейчас «Аэрофлот» меняет курс раз в два-три месяца. Несколько лет назад этот курс в компании меняли каждый день, пока доллар не стал падать. Когда же позиции доллара пошатнулись, компания заморозила его на величине 30 рублей, затем 30,5 и потом курс доллара только рос.

Такие «хитроумные» курсы «Аэрофлота» вводят в замешательство клиентов этой компании. Предприимчивые пассажиры нашли выход: они используют систему PTA (Prepaid Ticket in Advance). По их просьбе знакомые в другой стране покупают и оплачивают билет в представительстве «Аэрофлота», а оформляется он уже в Москве. Целесообразность покупки билетов за пределами России объясняется тем, что за границей действует другой курс. Например, на Украине дешевле купить билет «Аэрофлота» первого класса Москва-Нью-Йорк по «настоящему курсу», чем тот же билет по той же цене, но по «искусственному» курсу, который действует в Москве.

Пока еще не все компании определились с целесообразностью перехода на новую у.е. Однако, учитывая, что новая резолюция IATA касается только регулярный рейсов, то в случае перехода на нее компаний, занимающихся регулярными рейсами, это придаст дополнительный импульс развитию чартеров. Хотя с этим не согласны в «Аэрофлоте»: «Подорожание будет незначительным. Те пассажиры, которые летали нашими рейсами, так и будут летать», — заявила Turist.ru руководитель пресс-центра «Аэрофлота» Ирина Данненберг.

Татьяна Максимова

Turist.ru

*