Как стало известно „Ъ“, компания «Северсталь-Авто» — владелец Ульяновского автомобильного завода — намерена до конца года сократить количество рабочих мест на УАЗе на 10% (примерно 2,5 тыс. человек). Представители концерна утверждают, что уволенные сотрудники УАЗа будут переведены на его дочерние предприятия и получат новую работу, и поэтому в регионе не произойдет роста социальной напряженности. Однако зампредседателя ульяновского обкома профсоюзов работников автомобильной промышленности Анатолий Юмалин заявил „Ъ“, что на заводе «идут самые настоящие массовые сокращения».


Ъ Ульяновский автомобильный завод начал работу в 1941 году. Сейчас на долю УАЗа приходится около 15% российского рынка внедорожников. Предприятие вместе с Заволжским моторным заводом и заводом микролитражных автомобилей входит в состав холдинговой компании «Северсталь-авто». В настоящий момент УАЗ предлагает своим клиентам одиннадцать основных модификаций внедорожников. В 2004 году на УАЗе было произведено 70 тыс. 300 автомобилей. На заводе работает 21,5 тыс. человек, средняя зарплата составляет 4-5 тыс. рублей в месяц.


Программа реструктуризации производственных издержек «Северстали-Авто» была принята руководством концерна в конце прошлого года. Она предусматривает постепенное выведение непрофильных производств предприятий, входящих в состав холдинга, в отдельные самостоятельные подразделения, а также введение автоматизации на некоторых технологических процессах, ранее выполнявшихся вручную. По словам пресс-секретаря холдинга Зои Каики, благодаря этим факторам УАЗ значительно потерял потребность в рабочей силе и в течение всего 2005 года бывших сотрудников автозавода постепенно переводили в другие дочерние структуры УАЗа, к примеру, на производство коммунальных автомобилей «МультиУАЗ-73» („Ъ“ писал об этом 31 марта). «Когда схема работы будет реструктуризирована, на самом заводе останется только сборочное производство», — заявила „Ъ“ госпожа Каика, пояснив, что «вместе с непрофильными линиями и мощностями за штат УАЗа выводится и обслуживавший их персонал».

Как стало известно „Ъ“, до конца года «Северсталь-Авто» планирует сократить 10% работников Ульяновского автозавода, то есть примерно 2,5 тыс. человек. По словам представителей холдинга, «эти люди не останутся без работы, поэтому ни о каком напряжении социальной обстановки в регионе речи быть не может». «Это не свидетельство какого-то кризиса, это нормальный рабочий момент», — отметила Зоя Каика.

Однако, по словам зампредседателя обкома профсоюзов работников автопрома Ульяновской области Анатолия Юмалина, процесс сокращения штатов, начавшийся на УАЗе в начале года, «далеко не всегда гарантирует уволенным дальнейшее трудоустройство». Отвечая на вопрос „Ъ“, господин Юмалин заметил, что «общее количество потерявших работу людей подпадает под определение «массовое сокращение», прописанное в Трудовом кодексе». Однако положенных в таком случае социальных льгот, предусмотренных федеральным законом «О занятости населения» и предоставляемых сокращенным работникам за счет работодателя, потерявшие работу люди не получают. «За счет того, что люди уходят не с одного предприятия, а с нескольких, их количество в каждом отдельном случае не подпадает под определение массового сокращения, за счет этого «Северсталь-Авто» и экономит на социальных льготах», — пояснил он. В обкоме профсоюзов отмечают, что по новому КЗоТу предприятие не обязано согласовывать сокращение штатов с профсоюзами, и потому профбоссы лишены возможности каким-то образом влиять на холдинг. «У нас нет никакой информации, даже численность сотрудников мы узнаем по количеству взносов», — заявил „Ъ“ Анатолий Юмалин.

В областном правительстве ситуацию на УАЗе критической не считают. По словам источника „Ъ“, даже снижение производства на автозаводе (за первое полугодие 2005 года было продано около 31 тыс. автомобилей, что на 11% меньше уровня прошлого года – „Ъ“) не повлекло за собой уменьшения поступающих в бюджет налогов. «За счет роста цен и выпуска новых дорогих моделей выручка УАЗа составила 6,73 млрд рублей, что на 10% больше, чем в прошлом году», — отметил собеседник „Ъ“, добавив, что губернатор Сергей Морозов все же «попросил УАЗ шевелиться чуточку побыстрее, и ему пообещали догнать план (выпуск автомобилей – „Ъ“) в конце года», Также в областном правительстве заявили „Ъ“, что сокращение штатов – это тенденция, наблюдаемая в последнее время в автопроме всего мира. «Даже Daimler Chrysler сократил в Германии 8 тыс. своих рабочих, не говоря уже про ГАЗ и Иж-Авто, это реальность, с которой надо мириться», — считает источник „Ъ“.

МИХАИЛ ЕЛИСЕЕВ

САМАРА №186 от 04.10.2005, ВТ

"Коммерсантъ" в Самаре"

*