(КЗ). •   Сделано в Самаре

•   Восхождение

•   «ЦСКБ-Прогресс» — вчера , сегодня , завтра

•   «Аборигены» c Байконура

•   Без права на ошибку


20 мая 1954 года было принято секретное правительственное постановление о разработке первой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), способной доставлять ядерный заряд в любую точку планеты. Изготовить ее поручили ОКБ-1, которым руководил Сергей Павлович Королев. Правопреемником этого конструкторского бюро является самарское унитарное предприятие «ЦСКБ-Прогресс».

Спустя три года состоялся успешный пуск ракеты. 2 января 1958 года принято решение о размещении серийного выпуска ставшей впоследствии знаменитой Р-7 на куйбышевском государственном авиационном заводе № 1, который сегодня известен в мире как самарский завод «Прогресс». Уже 17 февраля 1959-го с полигона Байконур успешно стартовала серийная «семерка». На этой же ракете состоялся первый полет человека в космос. Куйбышевские МБР стали основной ударной силой созданных в 1964 году РВСН, обеспечивших стране стратегический приоритет в области обороны.

И сегодня Самара – один из лидеров аэрокосмической отрасли страны. В ней заняты сотни тысяч людей, задействованы десятки предприятий города и области. О некоторых из них мы и расскажем читателям.

Восхождение


С самарской землей связана жизнь многих российских космонавтов. Мы расскажем о малоизвестных страницах биографии наиболее именитого нашего земляка из «космической» плеяды.

Алексей Александрович Губарев родился в селе Гвардейцы Борского района. В 1936-м его семья перебралась в Подмосковье. Но в конце 1941 года, когда фашисты во время наступления под Москвой сожгли дом Губаревых, мама Алеши Ефимия Ивановна вместе с детьми вернулась на родину.

Алексей с юности мечтал об авиации. После окончания школы поступил в авиационное училище в Николаеве. Вместо положенных трех лет Губарев в числе 50 отличников прошел курс обучения за два года. Форсированная подготовка летчиков была связана с войной в Корее. В училище их готовили летать на Ту-2. Но на вооружение дальней авиации уже поступал реактивный Ил-28, который собирали в Куйбышеве.

Офицерская биография Алексея Губарева началась на Дальнем Востоке. В январе 1953-го его в числе 19 летчиков перебросили в Китай и стали готовить для боевых действий в Корее. Там, под Порт-Артуром, он впервые сел за штурвал первого отечественного турбореактивного бомбардировщика.

— Это любовь моя, — вспоминает о Ил-28 Алексей Александрович. — Он меня в люди вывел. Прекрасный надежный самолет.

Был такой случай в Китае. Отрабатывали взлет в плотном боевом порядке. Дистанция между самолетами – не более 40 метров. Полку была поставлена задача: подняться в воздух, нанести удар по условному противнику и вернуться на аэродром.

— Погода стояла тихая, безоблачная, — рассказывает Алексей Губарев. – С заданием справились. Стали заходить на посадку. Вдруг мой самолет попал в струю отработанных газов от впереди идущей машины. Самолет стало бросать с одного крыла на другое. Высота всего 150 метров! Я прибавил обороты. Когда самолет в очередной раз кинуло влево, он выскочил из струи. Пришлось уйти на второй круг.

Когда Губарев приземлился, командир подъехал к нему и говорит:

— Поздравляю, сынок, ты второй раз родился.

Тем временем закончилась война в Корее. Участвовать в боевых действиях не довелось. Но русские летчики продолжали служить в Китае. Лишь в мае 1955 года их перевели в Приморье.

В паре с тезкой, Алексеем Соколовым, Губарев регулярно летал над Охотским морем. В середине 1950-х обстановка в мире была сложной, шла «холодная война». Советские летчики не только вели разведку японских берегов, но и наблюдали за перемещениями американских авианосцев.

В нейтральных водах летали и американцы. К вероятному противнику подлетали впритык. Пилоты даже успевали знакомиться. Поприветствуют обычно друг друга, помашут крыльями и расходятся.

— Летишь над Охотским морем и думаешь: не дай Бог, что-то произойдет с машиной! – вновь вспоминает Алексей Александрович. — Средства спасения тогда никуда не годились. Была у летчика индивидуальная спасательная лодка, но толку от нее мало. Охотское море холодное. 5-6 минут в воде побудешь, и ты уже не жилец.

Губарев немного помолчал, потом продолжил:

— У нас не все экипажи возвращались из полетов. Тогда об этом не принято было говорить.

Алексей Александрович быстро продвигался по службе. В 1955 году его назначили командиром звена, а в 26 лет он поступил в академию, которую окончил в 1961-м. Это был год полета Юрия Гагарина в космос.

В Николаеве на Черном море, где был центр переподготовки летчиков морской авиации, Губареву пришлось осваивать новый Ту-16. Когда учеба подходила к концу, он случайно встретился с командующим авиацией Черноморского флота Мироненко. Алексей Александрович знал его по Дальнему Востоку как заместителя командующего авиацией Тихоокеанского флота.

— Где продолжите службу? – задал вопрос командующий.

— На должности заместителя командира эскадрильи Ту-16.

— Нет, я назначаю вас командиром эскадрильи Ил-28. Готовьтесь к поездке на Кубу.

Шел 1961 год, назревал Карибский кризис. Двадцать экипажей готовились к передислокации на остров Свободы.

— Налет у меня из-за учебы в академии был небольшой, — продолжает рассказ Алексей Александрович. — В подчинении были сильные летчики, некоторые пилотировали лучше меня. Как командир, я обязан был их проверять. Значит, надо было подтянуться до их уровня. Планировал себе столько полетов, сколько считал необходимым. Из-за этого подчиненные жаловались на меня командиру полка: «Комэск летает больше всех».

Но на Кубе Губареву побывать не удалось. В феврале 1962-го его вызвали на КП аэродрома. В отдельной комнате его ждал командующий авиацией. Он и предложил командиру эскадрильи стать космонавтом. Предложение было заманчивым. Но и Гагарин, и Титов – тогда только они двое и слетали в космос – роста и веса были небольшого. Те, кто был связан с авиацией и космосом, понимали, что это не случайность. А у Губарева вес был приличный – 86 килограммов. И все же он подал рапорт с просьбой направить его в отряд космонавтов.

Чтобы пройти медкомиссию, требовалось срочно похудеть. Каждую субботу Алексей Александрович бегал из Сак до Евпатории – а это 18 километров! – и обратно. Сбросил вес до 75 кг. В декабре 1962 года его зачислили в отряд космонавтов второго набора.

Первая половина 1960-х годов была для отряда космонавтов самой напряженной и самой счастливой! Еще не произошло горького раздела на тех, кто слетает в космос и тех, для кого космическая фортуна окажется мачехой. Ответы на первые вопросы были получены – в космосе можно жить и работать. Обозначились проблемы, требующие решения. Тогда не знали, что каждый новый успешный эксперимент ставит неисчислимое количество новых задач!

Космонавты второго набора готовились к выполнению длительных полетов на кораблях «Восход». Была создана группа для подготовки по программе авиационно-космической системы «Спираль». Готовились программы облета Луны и посадки на нее. Были еще программы полетов на орбитальных кораблях «Союз-7К-ОК» и пилотируемой орбитальной станции «Алмаз».

Подполковник Алексей Губарев готовился лететь в космос на военно-исследовательском корабле «Союз-ВИ», его еще называли «Звезда». Этот новый пилотируемый корабль для военных исследований разрабатывался в куйбышевском филиале № 3 королевского ОКБ-1. Он мог летать по орбите Земли как минимум две недели.

В Звездном городке шли напряженные тренировки на макете военно-исследовательского корабля и на динамическом стенде. Те, кто готовился к полету на «Звезде», высоко оценивали разработку куйбышевских инженеров. Но в январе 1968-го в Москве было принято решение передать все наработки филиала № 3 в КБ В.Н. Челомея. И программу вскоре закрыли. Алексей Александрович начал готовиться к работе на орбитальной станции «Салют».

Дорога к первому космическому старту заняла у Алексея Александровича ровно 12 лет. День в день! В отряд космонавтов его зачислили 10 января 1963 года, а в первый полет на «Союзе-17» вместе с бортинженером Георгием Гречко он отправился 11 января 1975-го. Дальнейшая биография нашего героя широко известна. Повторяться не будем. Напомним лишь, что после этого полета ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Вторую Золотую Звезду он получил за полет в составе первого международного экипажа по программе «Интеркосмос» в 1978 году.

«ЦСКБ-Прогресс» — вчера , сегодня , завтра


Наш гость – генеральный директор самарского государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Александр КИРИЛИН. Он рассказывает о прошлом, настоящем и перспективах этого федерального государственного унитарного предприятия.

— Концептуальная конструкторско-инженерная схема, заложенная в Р-7 гением Королева, стала основой для создания последующих поколений ракет-носителей (РН) нашего предприятия: «Восток», «Союз» и «Молния». Они имеют высочайший коэффициент надежности. С помощью различных модификаций «семерки» запускались искусственные спутники Земли, космические корабли с животными на борту, с аппаратурой для исследования Луны, Венеры, Марса.

Начиная с полета Юрия Гагарина, ракеты-носители, созданные на базе Р-7, стали главным средством доставки в космос пилотируемых космических кораблей. Они вывели на околоземную орбиту всех советских и российских космонавтов, кроме тех, кто летал на американских шаттлах.

Советская космическая промышленность, решая в основном неэкономические задачи обеспечения национальной безопасности, развития фундаментальной науки и завоевания международного престижа, всегда стремилась к лидерству. За ценой не стояли.

Экономические преобразования начала 1990-х годов резко снизили объемы госфинансирования отрасли. Это было не лучшее время для отечественной космонавтики. Сложные экономические условия заставили нас двигаться в сторону интеграции. В 1996 году самарский завод «Прогресс» и Центральное специализированное конструкторское бюро, основной задачей которого было инженерное сопровождение производства космической техники, объединились. Так и родился РКЦ «ЦСКБ-Прогресс».

— Александр Николаевич, чем сегодня живет предприятие?

— Деятельность РКЦ определяется Федеральной космической программой. Трудимся в интересах научных исследований, экономического развития и национальной безопасности России. Производим ракеты-носители среднего класса для запуска пилотируемых космических аппаратов и транспортных кораблей на международную космическую станцию (МКС), автоматические космические аппараты (КА) дистанционного зондирования Земли как научного назначения, так и обеспечивающие национальную безопасность страны. Вооруженные Силы тоже нуждаются в космосе. Без использования космических технологий сегодня невозможно применять современное высокоточное оружие. Они обеспечивают военным связь, позволяют вести разведку, проводить антитеррористические мероприятия.

Кроме взявшего успешный старт «Союза-2», мы изготавливаем четырехступенчатую ракету «Молния-М», с помощью которой запускаются спутники связи типа «Молния» и космические аппараты серии «Космос», а также трехступенчатые РН «Союз-У» и «Союз-ФГ». «Союз-У» обеспечивает запуски пилотируемых космических кораблей типа «Союз» и грузовых типа «Прогресс», автоматических космических аппаратов серии «Космос», «Ресурс», «Фотон», «Бион». Модифицированная РН «Союз-ФГ» создана для выведения на орбиту пилотируемых и грузовых космических кораблей повышенной массы к международной космической станции. На ней установлены модернизированные двигатели, что позволяет по сравнению с «Союзом-У» увеличить массу выводимого на орбиту полезного груза на 250-300 кг.

Одновременно с реализацией Федеральной космической программы наше предприятие обеспечивает выполнение ряда международных научных и коммерческих программ.

— Способна ли российская космонавтика сегодня зарабатывать деньги?

— Либерализация нашей внешнеэкономической деятельности началась в 1992 году. Сейчас мы уже можем утверждать, что сумели закрепиться на международном рынке аэрокосмической продукции и услуг. Самарский аэрокосмический комплекс — один из немногих в России — сегодня приносит стране валюту. В свое время для продвижения на международный рынок РН «Союз» было создано российско-французское акционерное общество «Старсем». При его участии реализован ряд крупных зарубежных проектов.

Изготавливая спутники для иностранных заказчиков, осуществляя с помощью РН «Союз» их запуски, мы получаем не решающий, но довольно значительный доход. Космос для нас постепенно становится коммерчески эффективным.

РН «Союз-У» с разгонными блоками «Икар» и «Фрегат» вывели на орбиту 24 американских телекоммуникационных спутника «Глобалстар», европейские исследовательские спутники «Кластер-2» и «Марс-Экспресс», израильский спутник «Амос-2». Обратите внимание: даже американцы зависят от наших ракетных технологий. Пример тому – жизненно необходимый для международной космической станции РН «Союз-У» и «Союз-ФГ», которыми осуществляются запуски как пилотируемых, так и грузовых кораблей на МКС. После очередной трагедии с шаттлом наши ракеты-носители обеспечивали жизнедеятельность и функционирование станции.

Примером эффективного взаимовыгодного сотрудничества России и Евросоюза в области космических технологий является недавно подписанный контракт между «Роскосмосом» и французским предприятием «Арианэспас». Соглашение по проекту «Союз» в Гвианском космическом центре предусматривает создание на космодроме в Куру стартового комплекса для запуска российских РН «Союз-СТ» с разгонным блоком «Фрегат». Экваториальное расположение стартового комплекса в Гвианском космическом центре делает его необычайно выгодным с коммерческой точки зрения местом для запуска спутников на геопереходные и геостационарную орбиты.

Разработка этого проекта началась нами совместно с российско-французским предприятием «Старсем» еще в 1998 году. Общая стоимость работ по созданию комплекса более 300 миллионов евро. Первый испытательный пуск с космодрома в Куру планируется в 2008 году.

Космический бизнес тесно связан с научными исследованиями. Мы стремимся использовать эту зависимость для привлечения международных частных инвестиций. За рубежом давно оценили уникальность спутников серии «Фотон». Иностранная научная аппаратура на этом КА впервые была установлена в 1989 году. Ныне в проекте «Фотон» принимают участие как российские ученые, так и представители Франции, Германии, Швеции. Количество аппаратуры зарубежных участников программы сегодня составляет 60-70%.

В начале лета успешно завершился полет «Фотона-М2». После приземления спускаемого аппарата научные контейнеры с исследуемыми образцами отправлены в научные лаборатории. В следующем году мы намерены представить нашим зарубежным партнерам проект «Фотон-М3».

В «ЦСКБ-Прогресс» приступили к эксплуатации разработанной здесь же универсальной РН среднего класса «Союз-2». Она заменит уже существующие «Союз» и «Молнию». «Союз-2» обладает большими энергетическими возможностями. По сравнению с «Союзом» первого поколения его грузоподъемность больше на 1.100-1.200 кг. Это позволит расширить номенклатуру выводимых на орбиту грузов, привлечь новых зарубежных заказчиков. «Союз-2» более точно выводит спутники и космические корабли на заданные орбиты. Его модернизация будет продолжена. Предполагается установить на блоке третьей ступени новый двигатель с повышенной удельной тягой. Спутники базовой серии «Фотон», которые успешно эксплуатируются с 1985 года, незаменимы, если требуется провести научный эксперимент в условиях абсолютной невесомости. На орбитальных станциях и космических кораблях работают системы ориентации, создается вибрация во время ежедневных физических тренировок космонавтов, что отрицательно влияет на чистоту исследований, требующих высочайшей точности. «Фотон» после выведения на орбиту совершает полет в свободном режиме без воздействия систем ориентации. Благодаря этому возмущающие факторы минимальны, что позволяет проводить «утонченные» исследования.

«Аборигены» c Байконура


Более сорока лет назад на Байконуре был создан филиал оборонного завода № 1 Куйбышевского совнархоза. Ныне его правопреемником стал самарский завод «Прогресс». Тогда же здесь начала работу экспедиция другого предприятия – в прошлом легендарного куйбышевского моторостроительного завода № 24, а ныне ОАО «Моторостроитель».

Сегодня в бескрайней байконурской степи горделиво возвышается гигантский корпус монтажно-испытательного комплекса (МИКа). Это безусловный символ связи Байконура с Самарой. Аналогичное строение возведено в городе на Волге. Неподалеку от МИКа создана целая инфраструктура из производственных зданий и общежитий для специалистов из Самары. Но основная их масса проживает в Байконуре.

Первые семьи рабочих и инженеров специально созданных «байконурских» цехов и отделов самарских оборонных предприятий поселились в красивых и удобных жилых домах на улицах Мира, Неделина и Янгеля в середине 1960-х. И сегодня эти улицы формируют в Байконуре «самарский микрорайон». На космодром его жители добираются проверенным десятилетиями транспортом – мотовозом по проложенной в выжженной солнцем степи железной дороге.

В настоящее время филиал «ЦСКБ-Прогресс» арендует в Байконуре для своих инженеров и рабочих, а также для специалистов других самарских заводов-смежников 350 квартир, имеет свой гостиничный комплекс и собственную зону отдыха.

О житье-бытье специалистов, командированных в свое время из Куйбышева на южный космодром, вспоминает ветеран завода «Прогресс», главный конструктор одного из отделов, заслуженный машиностроитель России Павел Левашкин:

— Я жил в Ленинске – так тогда назывался Байконур – с 1964 по 1974 год. До этого мы приезжали на космодром в командировки, месяцами жили в гостиницах городков испытателей непосредственно на самом полигоне вблизи «стартов». Гостиница № 12 для меня в то время стала чуть ли не родной. Когда завод возглавил Анатолий Тихонович Абрамов и предприятие начало работать над изготовлением сверхмощной «лунной» ракеты-носителя

Н-1, на Байконуре был открыт наш филиал. Его руководителем стал первый начальник цеха общей сборки ракеты Н-1 Леонид Иванович Котенев. Этот сильный и талантливый инженер-руководитель был заместителем директора «по Байконуру» и на месте, за полторы тысячи километров от Куйбышева, принимал все решения. Кстати, после возвращения в 1972 году на «большую землю» Леонид Иванович стал главным инженером завода «Прогресс» и пробыл в этой должности 13 лет, был удостоен Государственной премии СССР в области науки и техники, многих других высоких государственных наград. Во время работы над лунным проектом на космодроме на постоянной основе жили также инженеры и рабочие с самарского КБ академика Николая Дмитриевича Кузнецова.

Своего коллегу воспоминаниями об особенностях жизни в Ленинске дополняет начальник цеха завода, также заслуженный машиностроитель России Валерий Матвеев:

— Когда открыли филиал, стало возможным выезжать в Ленинск с семьями. Жены наши чаще всего раб

***