Что наша жизнь? Игра! Русскому человеку азарт, конечно, не чужд. Напротив, даже очень присущ. Тому свидетельством – «Игрок» Федора Михайловича Достоевского. Но в мои советские времена азарт и спорт встречались разве что на ипподроме. Да и скачки только с натяжкой можно назвать спортом. А за такие популярные виды спорта, как хоккей и футбол, мы болели хотя и с азартом, но совершенно бескорыстно. >>>

Как мне стало известно из нового американского фильма «Деньги на двоих» (Two for the Money), футбол – правда, жестокий, американский – и азартную игру вполне можно совместить, делая ставки на победителя в конкретном матче. Чем и занимаются герои фильма Уолтер (Ал Пачино) и Брэндон (Мэтью Макконахи). Вернее, Уолтер и Брэндон предсказывают победителя в специальной рекламной передаче своей компании, а азартные игроки-обыватели делают свои ставки.

Дело, видите ли, в том, что прожженный кидала Уолтер, хозяин компании и продюсер специальной телепрограммы, разглядел в бывшем профессиональном футболисте Брэндоне большой коммерческий потенциал. Брэндон, вынужденный покинуть футбольное поле из-за тяжелой травмы, как никто в мире «предсказателей» понимает игру и знает потенциал команд и игроков.

Прознав о его жалком провинциальном прозябании, Уолтер приглашает Брэндона в Нью-Йорк. В довольно неотесанном, но по-типовому привлекательном парне Уолтер видит материал для нового, медийно-пиаровского подхода к древнему искусству спекуляции на человеческом азарте.

В фильме «Адвокат дьявола» великий Ал Пачино блистательно сыграл самого Люцифера в современном обличьи от Армани. Но в том фильме был и мотив непростых, почти пантеистических (или правильнее сказать «пансатанинских»?) отношений отца и сына, которого играл Киану Ривс.

В «Деньгах на двоих» – ставка меньшая, чем жизнь. Здесь скорее речь идет о чести и достоинстве. Это как раз то, чего относящийся к Брэндону довольно по-отцовски Уолтер все-таки готов его лишить. И сделать его игрушкой своей, как мы узнаем по ходу картины, порочной страсти ко все тому же азарту, который он продает другим, более легковерным людям. Ради сохранения начавшего бунтовать Брэндона Уолтер готов пожертвовать и остатками собственной чести, «подставив» Брэндону свою любимую жену (Рене Руссо).

Несмотря на то, что средний актер Мэтью Макконахи сыграл здесь одну из самых своих лучших ролей в кино, курс артистической валюты в фильме, в названии которого есть слово «деньги», совершенно разный у двух главных исполнителей. Я лично был бы готов смотреть даже экранизацию телефонной книги, если бы ее зачитывал Ал Пачино. Этот большой мастер в «Деньгах на двоих» замечательно показывает трагедию маленького человека родом из Достоевского. Так, как Пачино играет Уолтера, не дает нам права сказать: «Несчастен, ибо не ведает, что творит!». У Пачино Уолтер очень даже ведает, и от этого его трагедия становится почти шекспировской.

С годами Пачино, как мне кажется, стал более экспрессивным. И хотя он по-прежнему блестяще умеет играть одними глазами, как в «Крестном отце», в последних его работах, включая Шейлока из «Венецианского купца», итальянский темперамент актера, помноженный на «метод» Станиславского-Страсберга, приносит любопытный результат. Очень приятно во времена засилья на экране компьютерных спецэффектов увидеть фильм, в котором главным «спецэффектом» является актер Ал Пачино. Своей игрой он выводит добротную по-ремесленному работу режиссера Д. Дж. Карузо («Забирая жизни») на несколько более высокий уровень.

Ал Пачино создает многогранный образ специфического нью-йоркского человека, хорошо, видимо, знакомого актеру, только недавно переехавшему из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, поближе к детям. От Уолтера, как и от многих других неоднозначных героев Пачино, хочется по-американски посторониться.

А по-русски хочется его пожалеть.

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

30.09.2005

«Голоc Амepики» ▪ Russian

***