Федор Бондарчук снял свой первый художественный фильм. В нем, практически в равных пропорциях, сочетается экш и драма. Эта лента стала главным кинематографическим событием осени, а по бюджету сравнима разве что с блокбастером «Ночной дозор». Фильм основан на реальных событиях конца 80-х годов.

Семь обычных российских парней пошли на войну добровольцами. Они не были плакатными советскими героями и все оказались в девятой роте, знаменитой на весь Афган, самой отчаянной и боевой.

Вместе в «учебке» они прошли через страх и боль, через жесткую муштру сержанта Дыгало, пока не получили голубые береты и их не отправили в горы, в Афган. И неважно, нужна ли эта война. Они только солдаты, и не им это решать. «Когда лежишь на линии огня или идешь врукопашную, думаешь о другом. Для тебя существует только мгновение, когда главным становится не отступить, не подставить друзей, учил их Дыгало. Умереть, но сделать! Главное — выполнить приказ…»

И они его выполняют. Ценой своей жизни. Они его выполняют в жестоком последнем бою с «черными арабами», наемниками никому тогда еще не известного командира Усамы бен Ладена. Они удержат высоту, не отступят ни на шаг, не подставят своих — и почти все погибнут. Не зная, что о 9-й роте на той дальней, уже не нужной высоте, просто забыли…

Понятно, что у Федора в таком фильме снялись сплошь мужики.

Они вышли на сцену кинотеатра «Октябрьский» — сплошь красавцы, среди которых затесалась одна актриса — Ирина Рахманова.

Говорухин отыграл орденоносного Полкана. Привычно было сниматься и Михаилу Пореченкову: «у него по части драк — опыт большой». У Алексея Кравченко за плечами строевая подготовка. Леша параллельно снимался в «Мужской работе». Алексей Кравченко снялся в фильме «Иди и смотри» Элема Климова еще мальчишкой.

А вот молодых актеров пришлось учить азам военной жизни. Сыграл в фильме сын Никиты Михалкова Артем, внук Сергея Бондарчука Костя.

Снимал он «9 роту» 6 лет

— Сначала переписывали сценарий, потом искали деньги, — комментирует Федор Бондарчук.

ФСБ — это Федор Сергеевич Бондарчук в сокращенном виде. Учился ФСБ, как сообщают его биографы, в 32-й московской спецшколе. И был он очень своеобразным школьником. Пил, курил и плохо учился (а если точнее, то совсем не учился). Поскольку знаменитый папа маленького Феди практически все время был в командировках, то в школу вызывали маму.

В школе познакомился со Степой Михалковым, который в то время был жутким хулиганом и задирой. Хулиганили они вместе, но Феде удавалось поддерживать образ прилежного, положительного во всех отношениях мальчика.

Вопрос о том, куда ему поступать после школы, перед ним не стоял. О том, что Федя хочет заниматься кинематографом, он знал всегда. Но его мама хотела, чтобы ее сын стал певцом. У Федора — необычайные способности к пению и очень красивый голос.

Про отца

«Он на меня не давил. Взять ту же музыку. В музыкальную школу меня заставляла ходить мама, не помню, чтобы отец принимал в этом какое-то участие. А для меня музыка тогда была мукой. Терпения моего хватило только на год, из своего музыкального детства я вынес единственную композицию «Котик» из четырех нот».

Про детство

» Про учебу в обычной школе могу лишь сказать, что это для меня — самый черный период в жизни. В институте я учился блистательно (без хвастовства), а в школе слыл отпетым «колышником».

Среднюю школу я закончил еле-еле. Но свой непритязательный аттестат зрелости понес в приемную комиссию самого престижного в стране Московского государственного института международных отношений и поступил бы, если б не отец. Во вступительном сочинении я умудрился сделать 37 ошибок, получил «два». Но с этим «успехом» мог бы пойти на второй тур: бронебойная сила блата в те годы была незыблема. Отец приехал в институт сам, на своих «Жигулях». А тут незнакомыми улочками-переулочками прикатил в МГИМО, нашел меня. «Все! Забирай документы!»

Во ВГИКе ему приходилось доказывать окружающим свою творческую состоятельность. Особенно после того, как в 1986 году состоялся нашумевший V Съезд кинематографистов, на котором его отец был подвергнут резкой критике…

В институте курс, на котором учился Федор, называли «звездным». Кроме Бондарчука, там учились Иван Охлобыстин (ныне — отец Иоанн), Александр Баширов, Сергей Козлов, Михаил Мукасей. На соседнем курсе училась Рената Литвинова. Этих людей сегодня называют современным российским кинематографом.

— Моя проблема в том, что я у отца — поздний ребенок. Мне шел восемнадцатый год, а отец приближался к 65-летию. Я для него был мальчик, а он для меня — недосягаемая вершина. После двадцати мне просто физически не хватало общения с отцом. Я начал заниматься его делом.

Начало

1994 год… Фестиваль молодежной музыки «Поколение». Мы вместе с Бондарчуком, Степаном, Михалковым работаем над этим проектом… Это было веселое время.

Российская газета: А как ты охарактеризовал бы свое поколение?

Федор Бондарчук: Еще недавно говорили, что время все еще тянут шестидесятники, а те, кто родился в 70-х, уже бесплодны. Это не так.

РГ: Тебе не приходилось слышать, что ваш успех связан с вашими родителями?

Бондарчук: Приходилось, но это неправда. Когда я поступал во ВГИК, меня в коридорах спрашивали: «Ты блатной?» Это было в 84-м. Достаточно было назвать только свою фамилию. Никакого блата не нужно было. Назвал фамилию — и уже поступил. Без всяких звонков. После 85-го на отца набросились все «собаки». Когда у режиссера есть одна хорошая работа, он может сказать, что прожил жизнь не зря. А у него «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину». Он вошел в историю.

Кабинет Бондарчука-мл. был рядом с кабинетом Бондарчука-ст. на «Мосфильме». Но Федя на своей студии делал ролики, клипы… Отец бьется за «Тихий дон» (съемки за границей), поощряет начинания сына.

«Я в самом начале перестройки заявил, — говорил Сергей Бондарчук в последнем интервью Карену Шахназарову, — что не собираюсь перестраиваться. Пусть ко мне подстраиваются. Я не хочу отрекаться от своих убеждений, от того, что мне дорого в литературе и в искусстве, от того, что я знаю. В этом, по-моему, единственное спасение».

Новый год «Поколение» проводило бал во Дворце молодежи. Федя привел отца с матерью — актрисой Ириной Скобцевой. Родители танцевали.

Дети Михалкова, Табакова, Бондарчука были вместе. Потом Степан Михалков, Антон Табаков уйдут в ресторанный бизнес. Федор Бондарчук уйдет в большое кино.

В 1994 году Сергея Бондарчука, выдающегося режиссера, профессора ВГИКа, участника Великой Отечественной войны, не стало. Как должен себя повести достойный сын? Он должен продолжить его дело.

Федя пережил депрессию. Ему помогли странствия, поездка в Оптину пустынь со Степой Михалковым, где они как простые послушники пекли просфорки.

Снять фильм о войне он мечтал, когда еще был жив отец. И хотел, чтобы отец сыграл главную роль. Теперь он хотел снять ремейк отцовского фильма «Судьба человека» в память об отце, но перевести сюжет на чеченскую тему. Потом выкристаллизовалась идея об Афганистане и наших забытых там ребятах.

Крым

Фильм снимали в Крыму. Бондарчук загорелый, в футболке с многообещающей надписью: «Sexual Intellectual». Он — не только режиссер фильма, но еще и играет в нем сержанта Хохла. «Оба бицепса в наколках. На одном — надпись «Варя» (так дочь зовут), на втором — восточный орнамент».

На съемочной площадке было как на войне. Кстати, армия снималась самая настоящая — из «учебки». Как утверждают некоторые источники, именно в той «учебке» проходил военную подготовку сам Усама бен Ладен.

— Мешало одно «но», — объяснил Бондарчук. — В Отечественной войне был выраженный враг.

РГ: Почему все-таки Афган?

Бондарчук: Так это же про мое поколение! Я уходил в армию в 85-м году и только по случайности «не уплыл» туда.

РГ: В основу сюжета легли реальные события?

Бондарчук: История, которую мы снимали, рассказана бойцами 9-й роты. Она про то, как эту роту забыли, когда выходили из Афгана. У наемников не было шансов отступить, у наших — тоже. И положили друг друга.

Почему не получился ремейк

Федор Бондарчук:

— Мы с продюсером Леной Яцурой собирались делать ремейк фильма 1959 года «Судьба человека», снятого моим отцом. История касалась чеченской войны. Но возник ряд сложностей. Во-первых, сама тема нам не давалась. Ведь война с фашистской Германией — это война с явным врагом. А здесь нужно было обсуждать проблему терроризма на отдельно взятой территории. Но аспект интереса оставался тот же — судьба человека и герой нашего времени. Потом Лена познакомила меня со сценаристом Юрием Коротковым. Мы поговорили и решили рассказать про время и героев того времени, нами не забытых. Ведь в отсутствие постперестроечного кино была размытость тем: всех интересовали лжеполитики, финансовые дефолты — одним словом, что угодно, кроме забытого поколения и забытых героев Афганистана. По большому счету на тему афганской войны снят единственный фильм Бортко «Афганский излом». И это о войне, которую страна вела 10 лет! Я сам служил в армии в 1985-1987 годах. Однажды я услышал реальную историю о забытой на высотке роте. Я рассказал ее Юре Короткову, начал встречаться с участниками событий — в результате родился сценарий, который процентов на 60 основан на реальных событиях…

— Ты сентиментален? — спросила я как-то Бондарчука.

— Когда играют Гимн, я встаю. И дети мои тоже.

Саки, военный аэродром

«Сцену первой встречи Пореченкова на аэродроме снимали несколько часов под палящим солнцем. Каждый дубль готовился около получаса, поскольку за несколько секунд экранного времени в кадре вокруг героев, расположившихся на раскаленном асфальте, — бурная военная жизнь. Проезжают танки, «уазики», подразделение бежит, солдаты проходят. Поставить и снять подобную сцену очень сложно: кадр снимался с нескольких точек, следовательно, нужно учитывать законы перспективы…

На следующий день — снова Саки, другая точка, сцена прилета в Афган. К военной технике добавляются самолет и вертолеты. Бондарчук объясняет военным задачу. Но по команде «Мотор!» ближайший к камере вертолет взмывает в воздух и выпадает из кадра. Недоуменный Осадчий выглядывает из-за камеры: «А где же вертолеты?». Для повторного дубля нужно подождать, пока вертолет пролетит по траектории и вернется на исходные позиции согласно правилам. Снова дубль. Пилот Алексей, уже как опытный кинематографист, выждав несколько секунд, поднимает машину в воздух. Воздушной волной с площадки сносит все: гримерные столики, режиссерский шатер, пластмассовые стулья разлетаются по аэродрому… Бондарчук внимательно вглядывается в лица коллег: все живы — слава Богу!..

В красных лучах заходящего солнца Бондарчук ставит стул и приглашает встать на него Мишу Пореченкова. «Друзья, сегодня был крайний съемочный день артиста Пореченкова. Давайте поблагодарим его!» — режиссер по давней традиции суеверных киношников не говорит «последний», потому что у талантливого актера впереди еще много съемочных дней, но уже в других картинах».

Личное дело

Федор Бондарчук — режиссер, актер, продюсер. Родился 9 мая 1967 г. в Москве. Сын известного режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Ирины Скобцевой.

В 1991-м окончил режиссерский факультет ВГИКа. Вместе с другом Степаном Михалковым создал первую в стране фирму по производству рекламы и видеороликов Art Pictures Group. Первый его клип «Посмотри в глаза» Натальи Ветлицкой наделал много шума. Ведет программу на СТС. Имеет жену Светлану, детей — сына Сергея и дочь Варвару.

Спецэффекты

К работе над фильмом Бондарчук привлек зарубежных кинодеятелей. Они разрабатывали для «9 роты» спецэффекты. Так, шрамы бойцов (примерная себестоимость каждого из которых — 50 долларов) изготавливались в США и партиями доставлялись на съемочную площадку. А шрам для лица актера Михаила Пореченкова разрабатывался эксклюзивно для него.

Украинская армия «одолжила» режиссеру 300 военнослужащих, 20 танков и бронетранспортеров, самолеты и вертолеты, системы залпового огня.

В картину вошла настоящая запись переговоров Усамы бен Ладена с бойцами 9-й роты по рации во время боя.

Одежду для «моджахедов» закупали в Афганистане.

Бюджет

Первоначальный бюджет картины оценивался в 4 миллиона долларов. К середине съемок он возрос до 6, а к завершению составил 9 миллионов.

Самая дорогая сцена — взрыв самолета, который готовился 17 дней и стоит 450 тысяч долларов.

О сюжете

Сценарий кинокартины «9 рота» основан на реальных событиях 1980-х годов и повествует о 9-й роте 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка, который в жестоком бою с моджахедами удержал в горах Афганистана стратегически важную высоту. Многие называли это подразделение «штрафной ротой», так как попадали туда в основном отпетые хулиганы и бывшие «трудные подростки». Но именно из этой «девятки» вышло наибольшее число Героев Советского Союза.

«Российская газета» №219 (3888), 30.09.05

*