Она говорит, что не чувствует возраста. Только испытывает ностальгию по тем временам, когда актеры много общались друг с другом вне репетиций, а сейчас она даже не знает большинства фамилий тех молодых своих коллег, с которыми играет в одном театре. А между тем у нее сегодня большой юбилей – 80 лет. И именно про нее однажды сказал президент и учредитель театральной премии «Хрустальная Турандот» Борис Беленький: «Вера Кузьминична — вообще человек без возраста». Народная артистка России Вера Кузьминична Васильева всю жизнь мечтала играть лирических, драматических героинь, и почти всю жизнь играла в комедиях.

Ее мечты стали сбываться только в последние десять лет, когда появилась возможность без ущерба для Театра Сатиры принимать приглашения в постановках других театров. Не жалуясь на творческую судьбу, не сетуя о несыгранных ролях в кино и в театре, Вера Кузьминична все-таки в любом интервью вскользь отметит, что в юности очень хотела играть в Малом или во МХАТе. Но когда ее, только-только окончившую Московское городское театральное училище, ставшую уже известной после сыгранной роли в знаменитом пырьевском фильме «Сказание о земле сибирской» (1947), пригласили в Театр Сатиры, да еще на главную роль Лизочки в спектакле «Лев Гурыч Синичкин», она не смогла отказаться. И вот служит там по сей день.

Васильева всегда с теплотой вспоминает те две легендарных картины, в которых ей посчастливилось сниматься в самом начале своей актерской карьеры: «Сказание о земле сибирской» и «Свадьбу с приданым» (1953). Если раньше их считала наивными, в какой-то степени примитивными, то сейчас говорит о них так: «Тут посмотрела: какие все милые, чистые. Хорошие партнеры, хорошее время. Это для меня положительные эмоции». Смеется, рассказывая, как Иван Пырьев на кинопробах делал из нее простушку в «Сказании», создавая образ-шаблон рядовой советской труженицы. (Тот факт, что она родилась в деревне Сухой Ручей Калининской области, ничего не значит, потому что семья очень быстро перебралась в Москву). Было у нее в конституции некоторое несоответствии: «Лицо толстое, а фигура – тощая», — произнес режиссер и тут же исправил положение, затребовав два чулка и смастерив бюст юной актрисе на оригинале.

            За роль Настеньки Гусенковой Вера Васильева получила Сталинскую премию, став при этом самым молодым ее лауреатом.

            А на картине «Свадьба с приданым» познакомилась с будущим мужем Владимиром Ушаковым, который потом три года добивался ее руки, и с которым они до сих пор живут вместе.

            В ее фильмографии чуть больше 30 ролей. Одна из них в комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1973) – графиня Альмавива. Это была телеверсия блистательного спектакля Театра Сатиры с такими великолепными актерами, как Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Татьяна Пельтцер, Зиновий Высоковский, Георгий Менглет. «Женитьбу Фигаро» можно смотреть бесконечно. И потому что пьеса Бомарше всегда будет актуальна, и потому что такого состава, увы, уже никогда не будет. Ну, может быть, когда-нибудь…

            Вера Васильева много работала в мультипликации. Ее голосом говорят герои из мультяшек, в том числе для взрослых: «Первая скрипка», «Светлячок № 6», «Умка ищет друга», «Волшебник Изумрудного города», «Слушается дело о…», «Два клена», «Приключения Васи Куролесова».

            Она из тех людей, которым не безразлична судьба страны. В недавнем интервью Вера Кузьминична сказала: «Я печалюсь. Россия больна, и больна духовно. Вы понимаете, не самое страшное, что некоторые плохо живут. Хуже — отчаяние, которое охватывает людей от безверия… Я жду того времени, когда появятся какие-то совестливые гениальные люди, которые, может быть, принесут нам что-то такое, во что мы поверим, и тогда будет все нормально, потому что все-таки мы очень талантливы».

Елена Усова

Кадр из фильма «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

www.m-tvc.ru

МОСКВА — ОТКРЫТЫЙ МИР

***