Владимир Евтюшкин любит хоронить людей. Этим летом он свел в могилу шестьдесят человек, а парой лет раньше — еще сто двадцать. Многие из них большие бизнесмены и чиновники, но попадаются самоубийцы и простые смертные. Могилку каждый себе роет сам — руками и палками, которые находит поблизости. Лучше всего выложить ее мхом и ельником, а потом еще полиэтиленовой пленкой накрыть — тогда влага попадать не будет. Самые предприимчивые захораниваются в спальных мешках, чтобы чувствовать себя комфортно, как дома.

Покажи свою могилу, и я скажу кто ты

Дорога на кладбище лежит через лес. Машина с десятью желающими самозахорониться медленно подъезжает к назначенному месту. Когда «захороненцы» выходят на природу — наступает тишина: с минуты на минуту им предстоит вырыть себе могилу собственными руками. Кто-то не выдерживает тяжелой работы и просит Евтюшкина одолжить лопату, кто-то в кровь рвет руки, но не просит о помощи.

— По тому, как люди роют себе могилы, многое можно сказать об их жизни, — рассказывает Владимир, подавая лопату одному из желающих пройти через могилу. — Если человек сделал могилку узкую и неудобную, значит, и в жизни он часто страдает по собственной глупости.

Если могила широкая и глубокая, значит, человек привык себе ни в чем не отказывать. А если бизнесмен отказывается самостоятельно себя закапывать, значит, у него непомерно развиты амбиции и гордыня.

Мать сыра земля

«Похороны воина» — так Евтюшкин назвал психологический тренинг, известный у нас по книгам Карлоса Кастанеды. Только у Кастанеды перед захоронением необходимо выкурить травку и пожевать кактус пейот. Тогда в могиле посетят самые необычные видения. Из «галлюциногенной» теории Кастанеды Евтюшкин не взял ничего и даже запретил курить в могиле обычные сигареты, а накануне ритуала употреблять выпивку. «Видения, — уверен Евтюшкин, — появятся и без наркотиков». Они приходят в образе мохнатой руки, которая в могиле хватает за горло или голубого тумана, который окутывает «захороненца». Многим в груди представляется осиновый кол, а кого-то в видениях навещает теща. Евтюшкин говорит, что таким образом из нас выходят страхи, которые сидят в каждом из нас с детства. Освободиться от них помогает земля, которая, с одной стороны, могила, с другой — мать. Закапывая себя, человек оставляет в могиле свою худшую часть, которая мешает быть счастливым.

На дне

Восемь часов уходит, чтобы вырыть могилку со всеми удобствами — просторную, с воздуховодом. Потом «захороненцы» ложатся на дно и ждут, пока Евтюшкин прикроет вход в могилу досками и начнет закапывать. Лопата у него старая, та самая, которой он уже двести человек закопал.

В могиле лучше не ворочаться. При малейшем движении воздуховод может забиться землей, и тогда — конец. Откопаться не успеешь, прежде чем закончится воздух. Если прислушаться, то можно услышать, как в соседних могилах сопят «захороненцы». Многие читают молитвы, кто-то матерится.

— Страшнее всего было слышать стук земли о доски, которыми прикрыта могила, — рассказывает Евгений, который совершил попытку суицида, когда от него ушла любимая девушка. — Ощущение такое, что мир продолжает существовать, а тебя уже нет. Потом посещает мысль — нормальные мужики пьют наверху пиво, а я гнию заживо.

На второй час лежания под землей начинаешь слышать, как вдалеке топают по лесу медведи, а на глубине многих сотен метров течет подземный ручей. «Захороненцы» забывают мирские проблемы и начинают думать о главном — как научиться ценить жизнь. Что для кого главное — каждый решает сам. Бизнесмены спускаются в могилу за деньгами. Многие из них уверены, что за ночь, проведенную в могиле, найдут ответ на вопрос — как заработать еще больше. Многие приводят на тренинг сотрудников офиса, чтобы успешной была вся команда.

Звонок из преисподней

В могиле время течет быстро. Многие проводят под землей 10 часов, а уверены, что прошло не больше получаса. За это время «захороненцы» учатся вслушиваться в природу. На двенадцатый час отчетливо слышишь, как дышит земля и внутри нее ворочается магма. А шум тока собственной крови сливается с шумом течения подземной реки. Во рту появляется землистый привкус. В полной тишине отчетливо слышишь, как возле ног ворочается червяк. Оказывается, он тоже имеет запах.

Войти в отношения с природой просто. Единственное требование Евтюшкина: не брать с собой в могилу ничего лишнего — плейеров и телефонов. А то нашелся «захороненец», который прихватил с собой мобильник и позвонил из могилы с вопросом — когда можно вылезать на поверхность.

Больше всего в могиле боишься, что доски обломятся и тонны земли обрушатся на грудь.

— Это на нас давят одиночество и проблемы, которые мы несем на протяжении жизни, но стараемся не обращать на них внимания, — поясняет Владимир Евтюшкин. — А под землей мы остаемся один на один с этими страхами и преодолеваем их.

В могиле лучше думается

Ночью приступили к воскрешению. Первой из-под земли появляется рука, за ней — просветленное лицо «захороненца». Воскрешение специально назначено на ночь, чтобы от яркого света не болели глаза. Многие со слезами на глазах бросаются друг к другу в объятия и плачут.

Ольга Сергеевна ждет, пока откопается из могилы ее невестка. Девушка бросается свекрови на шею и обещает больше никогда не думать о самоубийстве. Другая женщина хватается за мобильный и набирает номер супруга: «Милый, я только сейчас поняла, как ты мне дорог!». Сорокадвухлетний Семен Александрович еще два часа после воскрешения не может разговаривать, — сидит под сосной и медитирует. Утром Семен признался, что десять часов, проведенных в могиле, подействовали безотказно. За это время он избавился от страха потерять жену, который тяготил его последние двадцать лет. Шестидесятилетняя Ольга Владимировна поведала «РГ», что познанием себя лучше всего заниматься в могиле. Женщина теперь не боится смерти, потому что и в могиле жизнь продолжается.

«Братки» относятся с к самозахоронению с почтением. Приходят захораниваться по доброй воле, на всякий случай. На этот счет в определенных кругах даже сложилась поговорка: «Полежу в сырой земле по доброй воле сегодня, — не положат в нее по злой воле завтра». О существовании ритуала они узнали случайно.

К месту захоронения, где рыли себе могилы пятнадцать человек, подъехали ни о чем не подозревающие ребята на джипах — с бритыми затылками и золотыми цепями на шеях. Они решили заняться шашлыками — развели костер, замариновали мясо, включили музыку и давай в карты резаться. «Мы вам не помешаем?» — поинтересовался у них Евтюшкин. — «Не, все в порядке, братан!». Когда «захороненцы» спустились в могилы и стали добровольно себя закапывать, братва очумела. Они со страхом взглянули на Евтюшкина, побросали шашлыки и убрались восвояси. Потом поняли, что стали свидетелями психологического тренинга и обратились к Евтюшкину за помощью.

Другой раз «захороненцы» привели в ужас грибников. Когда из одиннадцати могил стали подниматься люди, женщины побросали корзинки, и стали звонить в милицию. К месту захоронения подъехала рота ОМОНа с автоматами и дубинками. Теперь и они стали поклонниками древнего ритуала «Похороны воина».

«Российская газета» №219 (3888), 30.09.05

***