На заседании правительства минздравсоцразвития представило проект концепции охраны здоровья детей до 2010 года. Концепция подверглась резкой критике со стороны участников заседания. По словам детского врача Леонида Рошаля, документ не содержит «никакой конкретики относительно того, насколько будет снижена за ближайшие пять лет заболеваемость, инвалидность и смертность среди детей». В итоге глава кабинета министров Михаил Фрадков поручил доработать концепцию до 15 ноября.

В последнее время заседания правительства больше всего похоже на поле битвы. При этом премьер в роли нападающего находится на стороне тех, кто защищает интересы страны или хотя бы должен делать это, а министры-оппозиционеры — отбиваются от его нападок.

Причем иногда они обороняются не в одиночку, а сбиваются в группы, поддерживая друг друга. Правда, как правило, это бывает редко. Ведь каждый раз в роли «обиженного» остается докладчик, который так и не предложил, в зависимости от вопроса, ни мер по обузданию инфляции, ни пути к увеличению темпов экономического роста, ни мер для возрождения российской промышленности, ни конкретных шагов по охране здоровья, как это было вчера.

Как заметил глава правительства Михаил Фрадков, несмотря на то, что проблема охраны здоровья детей и материнства возникла давно, и вопрос этот надо было ставить раньше, «руки дошли только сейчас». Но уже одно то, что дошли вообще, порадовало и самих врачей, и рядовых россиян: ведь в медицине, которая уже довольно давно стала платной, за последнее время накопилось столько проблем, что и перечислить их уже сложно. Казалось бы, президент придал реформе здравоохранения статус национального проекта и предложил повысить зарплаты, правда, только врачам и медсестрам первичного звена. Однако вчера детский врач Леонид Рошаль, раскритиковавший доклад заместителя министра здравоохранения и социального развития Владимира Стародубова, заметил, что «решение увеличить зарплаты только врачам и медсестрам первичного звена не приведет к улучшению ситуации в здравоохранении». «Понятно, что хотели укрепить первичное звено в поликлиниках. Однако не учитываются интересы специализированных врачей, которых и так сегодня не хватает в поликлиниках», — отметил он. По его мнению, «правительство и администрация президента не знают структуру поликлиник». Это вполне естественно, поскольку для этих вопросов существует министерство здравоохранения, которое «почему-то не справилось со своими функциями». «Не много ли в последнее время ошибок и подставок президенту происходит?» — задал риторический вопрос членам правительства Леонид Рошаль.

Досталось от врача за административную реформу и кабинету министров. По его мнению, она негативно сказалась на ситуации в здравоохранении: «Административная реформа ударила по муниципальному здравоохранению, теперь там хаос и развал», — абсолютно не стесняясь, констатировал детский врач. При этом он высказался категорически против ранее рассматривавшейся идеи по переходу системы здравоохранения на систему врачей общей практики. На его взгляд, это полностью развалило бы всю систему здравоохранения, поскольку врачи общей практики эффективны только в сельской местности, где они заменяют фельдшеров. «Лучше специалиста, чем педиатр, нет, никакой врач общей практики не сможет его профессионально заменить», — уверен Рошаль.

Он подверг резкой критике представленный минздравсоцразвития проект концепции охраны здоровья детей до 2010 года. По его оценке, документ не содержит «никакой конкретики относительно того, насколько будет снижена за ближайшие пять лет заболеваемость, инвалидность и смертность среди детей». «Представленная концепция мне напоминает концепцию построения коммунизма в отдельно взятой стране», — в заключение сказал детский врач.

При этом он напомнил и о том, что реформа здравоохранения в России продолжается много лет, Более того, на проведение пилотных проектов у Всемирного банка был взят заем на 336 миллионов долларов. «Он был потрачен впустую. Деньги ушли в песок», — уверен Рошаль.

Он был не единственный, кого не удовлетворили изыскания ведомства Михаила Зурабова.

Не помогли и предложения об увеличении в 2006 году единовременного пособия по беременности и родам с 6 до 8 тысяч рублей и ежемесячного с 500 до 700 рублей.

К примеру, интересуясь соотношением платных и бесплатных услуг, Фрадков услышал, что, по официальной статистике, в России около 40% родов являются платными. «Это те суммы, которые медицинские учреждения берут за ту или иную часть услуг. Неофициальные данные повыше», — признался Стародубов. По данным замглавы минздрава, в различных регионах стоимость родов колеблется от 500 до 2000 долларов. «Это действительно болезненная тема. Платное здравоохранение существует», — констатировал чиновник, отметив при этом, что это проблема здравоохранения в целом. Впрочем, существуют и конкретные цифры так называемой бесплатной помощи при родах: 90 миллиардов рублей.

Очевидно, что это не порадовало премьера, который заметил, что государство должно нести ответственность, предоставляя бесплатные услуги, и бросил Стародубову: «Ищите деньги».

В спор вступил министр природных ресурсов Юрий Трутнев, который на протяжении всей дискуссии безуспешно пытался выяснить у чиновников министерства здравоохранения, почему платную медицину они воспринимают как угрозу бесплатной. Но очередной вопрос главного природоохранника вызвал шквал эмоций у министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова.

Для начала Зурабов высказал резкое недовольство кадровым составом здравоохранения в России. «У нас 50 процентов врачей — люди пенсионного или предпенсионного возраста, соответственно они проходили переподготовку 5-6 лет назад, — заметил он. — Скажу крамольную вещь: если и 15 тысяч рублей не хватит, мы сделаем зарплату в 30 — 50 тысяч рублей только, чтобы туда пришел профессор». В случае же, если добавят в зарплате всем, по словам Зурабова, это ничего не изменит. При перечислении увеличения зарплат Алексей Кудрин и Герман Греф переглянулись, видимо, пытаясь друг у друга найти ответ на извечный русский вопрос: откуда деньги?

— Концепция хорошая, — тоном, не терпящим возражения, обиженно сказал министр.

Врачи в зале зашумели, видимо, не столько обсуждая правильность слов министра, сколько, наверное, ставя ему диагноз — после столь эмоционального выступления.

По его словам, концепция хороша тем, что содержит конкретные предложения, в том числе по укомплектованию первичного звена медперсонала, которое сейчас по медобслуживанию взрослых укомплектовано на 55%, а по детскому — на 70%. Он отметил, что выпускники медицинских вузов не очень-то спешат сегодня в это звено, предпочитая другую специализацию, нежели участковый врач, причем с более высокой заработной платой.

— Они не хотят несколько раз в день снимать и надевать пальто. А кто будет этим заниматься? Говорят, добавьте всем зарплату, а так ситуацию не изменить, — с трудом остановился министр.

На помощь ему пришел Герман Греф, развеяв миф о предположительном снижении финансирования здравоохранения.

В итоге премьер вынес приговор: за полтора месяца одобренная концепция охраны здоровья детей на период до 2010 года должна быть доработана до 15 ноября. Комментируя это решение, Фрадков заметил, что «было высказано много острых замечаний, на которые мы не получили ответов». «Мы понимаем приоритеты, решение которых позволит нам быть нормальной нацией», — заметил премьер.

Но на этом премьер не остановился, он продолжал критиковать практически всех докладчиков по разным вопросам. От ответа не ушел вчера никто. Под занавес правительство одобрило изменения в бюджет-2005, предусматривающие увеличение расходов бюджета на 16%. Как сообщила замминистра финансов Татьяна Голикова, дополнительные бюджетные ассигнования составят 124,7 млрд. рублей. При этом расходная часть бюджета увеличится в общей сложности на 491,52 млрд. рублей и достигнет 3 трлн. 539 млрд. 450 млн. рублей в связи с ранее принятыми, но до сих пор не оформленными в бюджете решениями правительства. По разделу «Общегосударственные вопросы» предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований всего на 46,6 млрд. рублей, в частности, 6 млрд. рублей — на увеличение взноса России в уставный капитал учреждаемого РФ и Казахстаном нового международного банка развития. По разделу «Национальная оборона» расходы увеличиваются на 24,15 млрд. рублей, по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — на 11,22 млрд. рублей. Национальной экономике дополнительно досталось 8,29 млрд. рублей. По разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» предусматривается выделение 148,64 млн. рублей, «Здравоохранение и спорт» — 4,23 млрд. рублей, «Социальная политика» — 5,05 млрд. рублей, из которых 5 млрд. рублей предусмотрены на осуществление в декабре 2005 года пенсионных выплат, начисленных за январь 2006 года, на основании Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с целью избежания задержки сроков выплат.

«Российская газета» №219 (3888), 30.09.05

***