(НИ). В четверг президент России Владимир Путин подписал указ о начале осеннего призыва. С 1 октября и до конца этого года на военную службу должны быть призваны более 140 тыс. человек. Между тем вместе с призывом стартует и очередной сезон охоты за теми, кто уклоняется от армии. Массовых облав в метро и на улицах в этом году вроде бы не планируется. Топорные методы пополнения рядов Вооруженных сил, похоже, уходят в прошлое, уступая место… более изощренным методам. Теперь сотрудники военкоматов и отделений милиции придумывают всевозможные ухищрения, чтобы вручить-таки призывникам повестки. >>>

Уклонистов заманивают на свидание «давние подруги», щедрые «работодатели» приглашают на «высокооплачиваемую должность», молодых людей вызывают свидетелями в «прокуратуру», объявляют в «федеральный розыск» и даже присылают «билеты на поп-концерт».

Старый анекдот о военкомате, который в несколько раз перевыполнил план по вербовке солдат, написав на дверях слово «призыв» без последней буквы, похоже, не так уж и далек от истины. В реальной жизни случаются не менее комичные истории.

Андрей Долгов (по понятным причинам большинство героев публикации попросили нас изменить их фамилии. – «НИ») на несколько недель задержал оплату обучения в вузе, и деканат «для мотивации» передал документы на Андрея в военкомат. Студент мгновенно оказался в списках призывников. Буквально на следующий день в его квартире зазвонил телефон. Девушка с очаровательным голосом сообщила поднявшему трубку Андрею, что ее зовут Машей, «напомнила», что они вместе ходили в детский сад, а сейчас она «стоит у подъезда и хочет с ним увидеться». Студент никакой Маши, естественно, не знал, однако любопытство взяло верх. Но едва молодой человек вышел на лестничную клетку, как тут же попал в руки сотрудникам милиции, которые отвезли Андрея в Даниловский военкомат Москвы.

«К счастью, родители быстро решили вопрос с институтом, и в армию я так и не попал, – рассказывает Андрей. – Но в этом году я заканчиваю учиться и, думаю, снова столкнусь с такими проблемами».

Вот какую историю рассказали «НИ» во Всероссийской коалиции общественных организаций «За демократическую АГС». Во время призывной кампании к Александру Николаеву приехал представитель Красноармейского военкомата Волгограда в сопровождении двух милиционеров. Бабушка призывника в квартиру их не пустила, и они ушли ни с чем. Буквально на следующий день в семь утра к ним в дверь позвонил гражданин, одетый в майку и протертые на коленях «треники», и сообщил, что его «квартиру заливают какие-то сволочи». Когда ему открыли, выяснилось, что мужчина – не кто иной, как сотрудник военкомата.

«Представляться друзьями или соседями призывника – один из самых распространенных способов выманить его из дому, – прокомментировала «НИ» ситуацию Валентина Мельникова, ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России. – У всех есть друзья Алексеи или Иваны, соседки Мариванны и знакомые девушки Наташи, поэтому ребята легко попадаются на удочку и открывают дверь непрошеным гостям. Вот зачем на наших регулярных консультациях мы специально предупреждаем призывников о подобной опасности и советуем им временно вообще не вступать в контакты с посторонними».

Зачем сотрудникам военкоматов выманивать будущих бойцов из дому, «НИ» разъяснил юрист общества «Антипризыв» Артем Мугунянц: «Дело в том, что уголовная или административная ответственность для призывника наступает только в случае, если он расписался в получении повестки. В противном случае участковый во время призыва будет систематически приходить к месту жительства молодого человека и пытаться передать ему этот документ. Застать призывника не получилось – значит, ему удалось благополучно пережить призыв. Если же юноша расписался в получении повестки, но в военкомат не явился, он подлежит административной ответственности в виде штрафа в 500 рублей, а его дело будет передано в местное отделение милиции. Совсем другая история с теми, кто получил повестку, прошел все необходимые комиссии, но в назначенный час не явился на сборы для отправки в армию. Это уже считается уголовным преступлением. Дело может быть передано в прокуратуру, а уклонист объявлен в федеральный розыск. Поэтому военкомы, у которых не хватает новобранцев, будут любыми способами заставлять призывников пройти комиссии или хотя бы поставить свою подпись на повестке».

«Кстати, – добавил наш собеседник, – использование в этом деле маленьких хитростей никак не наказывается, то есть фактически разрешено. Вот военкоматы и фантазируют».

Дизайнер для военкомата

А фантазия военкомов безгранична. Москвич Алексей Власиненко окончил художественное училище, но перед тем, как поступить в вуз, решил подработать. Разослал по интернет-сайтам свои резюме и стал ждать ответа. В самый разгар призывной кампании ему позвонили:

Если призывник попал на сборный пункт, значит, спектакль военкому удался.

«Здравствуйте, это вас по поводу работы беспокоят, – сообщил приятный женский голос. – Мы как раз ищем молодого талантливого дизайнера, который смог бы помочь нам в создании сайта. Если вы согласны, приходите со всеми документами к нам завтра с утра…». Наивный Алексей не знал, что по продиктованному собеседницей адресу располагался военкомат. Когда его встретили на пороге этого замечательного заведения, бежать было уже поздно: трудоустроился он в итоге лишь после армии.

А Алексею Чистякову предложили еще более интересный вариант. Добрый голос военкома из телефонной трубки предложил ему «все два года служить компьютерщиком в военкомате». Мол, до боли нужен офицерам толковый парень, разбирающийся в умной технике, а по штату такого не положено. Вот и решили они привлечь призывника. Все бы ничего, только, как узнал Алексей, такие же заманчивые предложения о «блатной» службе на теплом месте сделали еще десятку его ровесников. А поскольку компьютеров в здании военкомата было гораздо меньше, чем претендентов на должность системного администратора, Алексей решил не испытывать судьбу. Как он объяснил «НИ», «и правильно сделал, ведь юные компьютерные гении, поверившие военкому, сейчас изучают устройство танков и саперных лопат».

Полтора года назад в Хабаровске пропал ведущий одной из телекомпаний. 22-летний журналист работал на ТВ еще во время учебы на истфаке местного университета, поэтому к моменту окончания вуза приобрел определенную известность, передает наш корреспондент Ольга РОМАНОВА. Уходить в армию в самом начале успешной карьеры ему не хотелось, да и руководство компании не хотело терять ценного сотрудника (поскольку в вузе была военная кафедра, по окончании молодому человеку присвоили офицерское звание, и служить ему в случае призыва пришлось бы не менее двух лет). Поэтому приходившие на дом повестки журналист не подписывал, а на телевидение военкоматских просто не пускали дальше охраны. Однажды ведущему позвонили. Незнакомый мужчина глухим голосом обещал сенсационную информацию – разумеется, не по телефону. Это обычная практика, и журналист отправился на встречу с «источником», взяв ручку и блокнот. С тех пор его не видели. Потом оказалось, что его поджидали рекрутеры и в тот же день, скрутив, отправили в войска. Парню повезло только в одном – он пошел служить не офицером, а солдатом в стройбат и через год вернулся домой.

Не получается обмануть – можно попробовать убедить. Именно так размышляют некоторые офицеры. «Какое-то время назад интересную схему для привлечения призывников придумали в Бабушкинском военкомате столицы, – рассказала «НИ» Светлана Кузнецова, председатель Межрегиональной общественной организации помощи военнослужащим «Солдатские матери». – Там родителей приглашали на специальное собрание, на котором обещали, что если их сыновья добровольно и в срок явятся по повестке, их отправят служить в элитные войска Подмосковья. Поддавшись внушению, папы и мамы безропотно отправляли своих детей к военным. И только потом узнали, что распределение солдат по частям вообще не входит в юрисдикцию сотрудников военкоматов. Ничего удивительного в том, что многих ребят отправили служить в регионы, граничащие с «горячими точками».

Справедливости ради отметим, что существование подобной практики в Бабушкинском военкомате полностью отрицают. «Первый раз слышат» об использовании каких-либо уловок и в Замоскворецком, и в Даниловском, и в Останкинском военкоматах Москвы.

Не пряником, так угрозыском

Когда уговоры не действуют, в ход идут методы устрашения. Скажем, по данным Союза комитетов солдатских матерей России, в Раменском военкомате Москвы призывникам присылают повестки с требованием срочно явиться в прокуратуру, чтобы обсудить факт уклонения от армии. В кабинете прокурора призывников, как правило, уже поджидают сотрудники военкоматов.

«В нашей практике были и более устрашающие повестки, – рассказала «НИ» Валентина Мельникова. – Просили, например, явиться в прокуратуру, потому что юноша якобы проходит свидетелем по громкому делу или даже подозревается в убийстве. Испугавшись, большинство призывников стройными рядами шли доказывать свою невиновность. Однако в результате выяснялось, что все это происки военкоматов».

Зачастую угрозы звучат непосредственно из уст сотрудников милиции. Алексею Мозговому, который упорно не подписывал повестки, участковый оставил на дверях записку такого содержания: «Не придешь в военкомат – объявим в федеральный розыск». Впрочем, осведомленный в юридических вопросах молодой человек на провокацию не поддался, и, разумеется, в розыск объявлен не был.

Некоторых «берут» прямо из постели.

«Заманивать призывников в военкоматы помогают и некоторые паспортно-визовые отделы, – говорит Светлана Кузнецова, председатель «Солдатских матерей». – В 20 лет мальчик приходит менять паспорт, а ему отказывают в этом: говорят, нужен документ из военкомата. Без него либо вообще не переоформляют паспорт, либо не ставят отметку о месте жительства. Чтобы формально не стать бомжом, парень отправляется в военкомат, где и попадает под призыв. А, между прочим, для получения паспорта гражданина РФ никаких справок от военных не требуется».

«Матери» в погонах

Перед началом групповой консультации, организованной «Солдатскими матерями», около ста молодых людей и их родителей живо обсуждают проблему грядущего призыва. Наперебой они рассказывают о том, как их «ловили» прошлой весной:

«Мой сын как раз собирался поступать в вуз, когда попал в списки призывников, – рассказывает Мария Егорова. – В день первого экзамена милиционеры устроили у нашей квартиры засаду. Торчали под дверью несколько часов. В итоге мальчику пришлось выпрыгнуть из окна, чтобы попасть на экзамен. К счастью, этаж у нас второй, и он отделался только ушибами».

«А над нами вообще посмеялись, – перебивает собеседницу Ирина Авдеева. – Сыну позвонили якобы от «Солдатских матерей», куда мы обращались за помощью. Сказали, что занесут необходимые документы. Мальчик открыл дверь, но вместо спасительных бумаг получил от военкомата повестку».

«У нас в институте еще более абсурдная история ходит, – говорит студент Иван Шепилов. – Мой одногруппник рассказывал, что пару лет назад ему по почте пришло приглашение на концерт какой-то поп-группы. Зная, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, на мероприятие он не пошел. А потом узнал, что на выходе с концерта молодых людей ловили и чуть ли не строем отправляли в военкоматы».

И все же большинство призывников, как выяснилось в ходе беседы, сдаются безо всяких хитростей. Почему-то все думают, что дать отпор представителю силовых структур равнозначно нарушению закона. На самом деле это, конечно, не так.

«Заблуждение проистекает от юридической безграмотности людей. В Конституции РФ все написано, – объясняет г-н Мугунянц. – В соответствии со статьей 21 вы имеете право никого не пускать в свое жилище. Исключение составляют представители закона, имеющие при себе решение суда. А по статье 51 вы можете не свидетельствовать против своих родственников, то есть не должны по требованию участкового выдавать местоположение уклоняющего от армии сына».

Не может быть

Впрочем, военкоматам как-то надо доставлять призывников в армию. Закон о воинской обязанности граждан РФ пока никто не отменял. Поэтому «НИ» решили дать возможность высказаться и противоположной стороне. Однако и МВД, и Минобороны, хотя мы и привели их представителям эти вполне реальные случаи, ушли в глухой отказ.

В пресс-службе Московского военного округа нам заявили, что собранные «НИ» истории – не более чем байки, и ни к каким ухищрениям сотрудники военкоматов не прибегают.

Примерно то же самое мы услышали в пресс-центре МВД: «Эти истории из области фантастики. Ни один сотрудник милиции не будет представляться девушкой для того, чтобы выманить призывника на улицу. Это же просто детский сад. Участковые, действительно, разносят повестки, им действительно содействуют сотрудники ЖКХ. Но все происходит в рамках закона и здравого смысла».

Комиссар одного из столичных военкоматов и вовсе разоткровенничался: «Честно сказать, нам просто не нужно прибегать ни к каким хитростям. С недобором серьезных проблем нет. Ребята сами идут к нам. В последнее время действуют социальные программы для уволенных в запас солдат. Мы помогаем им получить высшее образование, бесплатно пристраиваем на курсы в вузы. Родителей ушедших в армию юношей приглашаем на собрания, консультации. Стараемся отследить дальнейшую судьбу каждого солдата. Зачем нам наживать врагов? Ведь ребята, отслужив, вернутся в свой район, будут здесь работать, женятся. Лучше делать все по-хорошему».

Впрочем, как ни странно, нарисовавший столь благостную картину офицер убедительно просил «НИ» не называть его имени…

ДАРЬЯ ОКУНЕВА

30.09.05

пятница

«Новые Известия»

***