Вспоминаю чувства первопроходцев сетевого самиздата лет 10-12 тому назад. Люди, всю жизнь писавшие в стол, не находившие себе издателя и трибуны, обнаружили существование глобальной паутины, где каждый сам себе и издатель, и издание, и трибуна. Достаточно было выучить язык HTML, освоить нехитрые правила верстки веб-страниц — и можно было публиковать собственные сочинения для неограниченного круга читателей, ни у кого не спросясь, в расчете на то, что рано или поздно слово твое дойдет до целевой аудитории. Вслед за людьми, у которых потребность самовыразиться была первична, пришли миллионы тех, кто до встречи с Интернетом такой потребности в себе не сознавал. >>>

Но познакомившись с возможностями Сети, вдруг обнаруживал, что вот оно, призвание. Так врач-педиатр становился создателем крупнейшего медицинского портала, программист — библиотекарем, астрофизик — редактором анекдотного сайта, а профессор словесности — обозревателем сетевых достопримечательностей.

Быстро сообразив, что предложение инструментов на этом рынке рождает на них спрос, интернет-предприниматели понастроили кучу сервисов бесплатного веб-хостинга (от GeoPages, ныне GeoCities, до Народа.Ру), приглашая каждого воспользоваться удобными средствами для создания собственного сайта. Это дало серьезный толчок для прироста поголовья сайтов, но скоро процесс забуксовал, ибо публика четко разделилась. Одних процесс сайтостроительства увлек, и они с бесплатного хостинга переехали на более серьезные платформы с системами динамического управления контентом (CMS), а другие, наоборот, увлеклись недостаточно сильно, и скоро процесс ручного обновления сайтов на бесплатном хостинге превратился для них в тягость, после чего они это занятие забросили.

На рубеже веков случился новый прорыв в деле массовой мобилизации интернет-вещателей и авторов из числа рядовых юзеров. Появился блог-VDS хостинг. Он решил ту проблему, из-за которой ранее миллионы людей махнули рукой на собственные странички: автоматическое обновление всех разделов сайта при добавлении новых документов плюс автоматическая же интерактивность. Владельцу блога, когда его вдруг посетила светлая мысль, не нужно больше создавать новый файл, верстать его, выкладывать, ссылаться на него в ранее опубликованных документах: система публикации делает это автоматически. Знай пиши себе, а версткой твоих мыслей в формате интернет-СМИ с возможностью комментирования для публики займется программа.

Соблазн оказался чрезвычайно силен, и десятки миллионов пользователей Сети завели себе блоги, они же журналы, они же дневники. Возникла блогосфера — новое пространство, составленное из миллионов живых голосов, ведущих прямой репортаж. Над блогосферой появилась надстройка в виде навигационно-поисковых инструментов, позволяющих вылавливать из толщи исповедального шума полезный сигнал… Тут бы сказке нашей и конец, но это лишь начало. Программа-максимум стратегов сервисной отрасли в Интернете состоит теперь в том, чтобы превратить в вещателей не только тех, кому есть что сказать миру, но и вообще любого пользователя, сколь угодно косноязычного. Трудная задача, но на то и трудности, чтобы их преодолевать.

Конечно, не всякого человека можно заставить писать тексты, особенно если сам он такой нужды не испытывает. Но никто ведь не сказал, что контент в Интернете — это только тексты. Есть же и другие форматы, например, цифровая фотография. Десятки миллионов людей ежегодно пополняют армию владельцев цифровых фотокамер, и у них возникает потребность поделиться продуктами своего творчества с человечеством. К услугам этих новоиспеченных фоторепортеров — бесчисленные серверы фотохостинга и фотоблоггинга, куда можно выкладывать снимки, закачивая их в Интернет непосредственно из камеры, по USB.

Но есть ведь и те, кто до сих пор не обзавелся цифровой камерой: то ли она им дорога, то ли лень, то ли просто потребности не возникло. Тут в дело вступают производители мобильных телефонов, в последнюю пару лет почти поголовно (по крайней мере, в ценовой категории от 150 долларов за штуку) оснащающих трубки примитивными цифровыми камерами. Им помогают операторы сотовой связи, активно продвигающие формат сообщений MMS и тот же фотохостинг. Человеку с мобильником ни кабеля USB, ни компьютера с Интернетом не нужно, чтобы обнародовать только что запечатленный телефонной камерой снимок: достаточно послать сообщение на определенный адрес, и кадр появится на вебе, в фотоальбоме.

Однако чем дальше изощряются разработчики площадок для самопубликации в Сети, тем больше обнаруживается пользователей, сумевших противостоять соблазну и не стать ни текстовыми вещателями, ни фотографами-любителями. Тут бы разработчикам вспомнить Козьму Пруткова, но пределу их изобретательности предела не поставлено, и они идут дальше. Человеку, который не хочет сам ничего написать или сфотографировать, предлагается… стать ди-джеем. Для этого вообще ничего не нужно делать, достаточно просто сидеть за компьютером и слушать музыку. Специальная программа (плагин) будет фиксировать список произведений, которые ты прослушал, составлять карту твоих вкусов и на ее основе формировать радиостанцию имени тебя. То есть такую, где звучит твоя любимая музыка. Стать слушателями этой радиостанции могут любые пользователи Интернета, и если твой вкус окажется достаточно массовым, то ты можешь проснуться однажды знаменитым ди-джеем, на чью волну настроены сотни тысяч компьютерных аудиопроигрывателей всего мира.

Наверняка найдутся те, кто и этого идиотически простого пути к славе не захочет осваивать. Но зная неутомимость разработчиков, сомневаться не приходится: в публикаторы рано или поздно загонят всех. Не мытьем, так катаньем.

27.09.2005

Материал опубликован в «Газете» №183 от 28.09.2005г.

"Газета"

***