Вопрос дня: Так ли страшен возможный кризис “АвтоВАЗа”?
(«Ведомости»). Если не принять мер по поддержке отечественного автопрома, он проиграет иностранным конкурентам, а 5 млн россиян останутся без работы, пугает “АвтоВАЗ” правительство. Насколько ужасными будут последствия банкротства компании? (Опрос подготовили Антон Осипов и Глеб Столяров.)
Кризис российских автопроизводителей может наступить уже к декабрю. А в Тольятти вся инфраструктура, даже криминальная, сориентирована на “АвтоВАЗ”. Процентов 15 работников устроятся, скажем, в химическую промышленность Тольятти. Но остальные будут растить огороды или выйдут на большую дорогу. Ведь иностранцам дешевле и проще строить заводы с нуля, чем покупать “АвтоВАЗ”. А их заводы — это автоматизированные малолюдные производства, куда не возьмут работников советского автопрома, разворовывающих 30% сырья и материалов с завода. Производители автокомпонентов уже дышат на ладан. В 2004 г. их средняя рентабельность была 3-4%. В результате синергетического эффекта без работы могут остаться около 3 млн людей. Заботиться о них — функция государства. Можно пойти по пути общественных работ, как в Америке 1930-х гг. Но думать об этом пора уже сейчас.
Тимур Хубаев, директор по развитию “Объединенные консультанты ФДП”
Это преувеличение. Но оно имеет под собой основу. Я сомневаюсь, что речь может идти о 5 млн человек. Однако 1 млн лишившихся работы вполне достаточно для социального взрыва. Проблему можно решить, открыв в Тольятти любое альтернативное производство. Например, сборочное производство иномарок, особенно если помнить о требованиях к локализации.
Игорь Венгеров, экс-директор НИИ автотранспорта (НИИАТ)
У нас трудозатратное производство. Людей никогда не жалели. Только работающих на “АвтоВАЗе” может набраться до 1 млн человек, не считая членов семей. Но вряд ли они все лишатся работы. Если “АвтоВАЗ” не поддерживать, пошлины же на импорт машин снижать постепенно, завод переживет серию кризисов. Но он возродится. Скорее всего, его купит наш или западный инвестор. Как Volkswagen купил Skoda, выгнав половину персонала и сменив менеджмент. Смежные производства успеют диверсифицировать бизнес и сохранить рабочие места. Например, завод в г. Бугуруслане (Омская обл.) поставлял радиаторы только “АвтоВАЗу”. Сейчас он работает и для УАЗа. Кроме того, завод закупил подержанную линию по производству сидений для Audi.
Сергей Алексейчук, независимый эксперт автомобильного рынка
Вряд ли существует реальная угроза разового увольнения всех работников “АвтоВАЗа” и его поставщиков (а это около 250 предприятий). Но постепенное сокращение штата из-за спада объемов производства возможно. Ответственность за это должен нести менеджмент “АвтоВАЗа”, а также федеральные власти. Альтернативу рабочим местам им нужно искать уже сейчас.
Анатолий Иванов, депутат Госдумы от г. Тольятти
29.09.2005, №182 (1463)
*