Академик Борис Черток помимо множества почетных званий, должностей и ученых степеней носит неформальный титул патриарха отечественной космонавтики. Стать ученым с мировым именем ему помешала лишь многолетняя засекреченность. Соратник главного конструктора Сергея Королева, в свои 93 года он продолжает активно трудиться в РКК «Энергия», что в подмосковном Королеве, каждый день добираясь туда, как привык, за рулем собственной старенькой «Волги». Он преподает, пишет статьи и книги, и времени у него, по собственному признанию, остро не хватает. «Особенно, если учесть мою привилегию в любой момент сыграть в ящик», – с присущей ему самоиронией добавляет академик.

Академик Борис Черток: «Ближайшие планы – запуск автоматических спутников, выполнение ряда военных заказов по мониторингу земной поверхности, навигационные проекты».

Фото автора

Борис Евсеевич, на РКК «Энергия», где вы трудитесь более шестидесяти лет, недавно сменилось руководство. Как вы оцениваете программу нового генерального директора головного космического предприятия страны Николая Севастьянова?

– Когда-то именно «Энергия» пробила человечеству дорогу в космос. Но в последнее время предприятие выживало в основном благодаря конверсионной программе – выпускало пылесосы, кухонные комбайны, протезы, велосипеды, что само по себе хорошо, но недостаточно.

Вообще состояние российской фундаментальной науки, и в частности космонавтики, вызывает у меня чувство горечи и боли. Есть надежда, что именно такие молодые, энергичные люди, как Николай Севастьянов (кстати, он был студентом моей кафедры в Физико-техническом институте), изменят ситуацию к лучшему. Претендуя на такую высокую должность, он должен был иметь программу не столько конверсионную, сколько научную, продолжающую дело Сергея Павловича Королева.

Ближайшие планы – запуск автоматических спутников, выполнение ряда военных заказов по мониторингу земной поверхности, навигационные проекты. В далекой перспективе – освоение Марса и доставка с Луны гелия-3, с помощью которого, по мнению многих ученых, можно получать дешевую электроэнергию.

Кончатся газ, нефть, уголь, а расход энергии на душу населения будет расти. Откуда ее брать? Тут возможны разные пути. О гелии-3 я уже сказал. Однако здесь важно решить задачу не только доставки, но и разработки реактора, который будет синтезировать из него энергию. Эта задача посложнее. Другая возможность – построение в космосе беспроводных электростанций, преобразующих энергию Солнца в электроэнергию. Здесь существует множество научных проблем: нигде в мире еще не научились передавать такие огромные электрические мощности на большие расстояния без проводов. Решить такие задачи можно лишь в случае объединения усилий ведущих космических держав.

А ведь именно стыковка «Союза» и «Аполлона» 30 лет назад стала первым шагом от космической гонки к сотрудничеству...

– Инициатором этой идеи с нашей стороны был председатель Академии наук Мстислав Келдыш. Его поддержало высшее политическое руководство и лично Леонид Брежнев. Идея нашла отклик в США, где президентом в то время был Форд. Начались переговоры. Обе стороны поначалу вели себя очень настороженно. Нас, специалистов, поделили на две группы: допущенные к переговорам и контактам с американцами и засекреченные. И хотя головной организацией во всей этой операции было НПО «Энергия», ни фамилия его генерального конструктора, в то время Валентина Глушко, ни название самой организации нигде никогда не упоминались. Я, заместитель Генерального конструктора, попал, разумеется, в закрытую группу. С американской стороны всю работу вело НАСА.

Постепенно обе стороны поняли, что имеют дело не с противниками, а с нормальными людьми, творчески заинтересованными в решении этой крайне интересной инженерной задачи. Ведь когда создавались эти очень разные пилотируемые корабли, никому в голову не приходило, что им придется стыковаться в космосе. Возникло множество проблем, но они решались в дружелюбной обстановке, потому что холодная война всем уже надоела.

Насколько я знаю, пуск «Союза» был на грани срыва…

– За несколько минут до старта неожиданно отказала телевизионная система. Состоялась дискуссия: как быть? Мы разрекламировали эту акцию по всему миру, и вдруг полетим в космос без телевидения, а американцы будут показывать себя направо и налево. Естественно, всем станет известно, что у нас произошла поломка. Это был бы скандал. Прозвучало мнение: надо отложить полет и подготовить другой корабль, новую стартовую площадку, сменный экипаж. На это ушел бы не один день. Но надо отдать должное нашим специалистам, которые, как говорится, встали на уши и придумали, что можно сделать. Они очень подробно рассказали космонавтам Леонову и Кубасову, которые уже находились на борту корабля, куда им надо добраться, какие сходы и разъемы отсоединить и присоединить, чтобы устранить неисправность. Ребята справились, хотя это многим казалось невероятным, и система цветного телевидения была восстановлена. Старт состоялся 15 июля, а 17 июля завершился стыковкой.

В американском фильме-катастрофе «Армагеддон» астронавты наталкиваются на русскую космическую станцию, которой уже 15 лет, а на ее борту обретается нетрезвый русский космонавт в шапке-ушанке и ватнике. Однако именно он с помощью ржавого гвоздя в конечном итоге спасает мир. Насколько эта анекдотическая ситуация далека от реальности?

– Я не могу припомнить случая, чтобы приходилось спасать ситуацию с помощью ржавого гвоздя. Обычно на помощь все-таки приходили профессионалы, знающие технику, с которой имели дело. Или, наоборот, из-за чьей-то халатности или небрежности случались трагедии. Однако были и анекдотические ситуации.

В 1961 году, за три дня до пуска Гагарина, я участвовал в выполнении задания по созданию новой межконтинентальной баллистической ракеты. Сейчас эта красавица стоит рядом с Музеем Вооруженных сил на улице Советской Армии. В бункере было видно, что при заправке ракеты кислородом вдруг началась течь. А соединение масла с кислородом, по нашим тогдашним представлениям, могло привести к страшному взрыву.

Руководитель стартового комплекса Леонид Воскресенский, глядя в перископ, должен был принять решение, что делать. По идее запуск надо было отменять. Он объявил 15-минутную задержку, взял с собой одного из испытателей, моего хорошего друга Аркадия Осташева, и отдал приказ всем оставаться на местах, то есть в бункере. А сами они направились к ракете. Видим: Осташев и Воскресенский вскрыли стекло перископа и ушли за ракету. Оттуда Аркадий вернулся, неся свой берет в руке. Затем он с силой бросил головной убор прямо на место течи. Затем объявили готовность к старту: течи уже не было. Но как ее устранили? Оказывается, они помочились в берет! Температура кислорода – минус 180, и при соприкосновении с этой жидкостью все мгновенно заледенело.

Слышала, что в 1937-м вас чуть не арестовали за связь с «врагом народа», знаменитым авиаконструктором Туполевым…

– Дело было так. В 1936-м я дневал и ночевал на аэродроме «Чкаловский», где мы готовили новый самолет. У меня были академические задолженности – проще говоря, «хвосты» страшные! За это отчисляли, не разбираясь. Я пошел к Туполеву, который был тогда техническим руководителем по разного рода перелетам, и попросил у него какую-нибудь бумагу, на время освобождающую меня от сессии. Он написал справку о том, что я находился на важном государственном задании и выполнял задание правительства. Очень гордый таким документом, я пришел к Валерии Алексеевне Голубцовой, жене знаменитого наркома Маленкова, которая тогда была председателем парткома Московского энергетического института. Увидев мою протекцию, она потемнела лицом, молча убрала записку в сейф и тихо сказала: «Никому не говори, что у тебя была за бумага! Туполев – враг народа!» Оказывается, пока я ехал, его арестовали…

Мне поставили ультиматум: сдавай экзамены в такой-то срок или никто не поможет. Пришлось сдавать. Причем я окончил МЭИ с «красным», как теперь говорят, дипломом.

Есть ли у вас личный секрет долголетия?

– Наверное, это гены – подарок родителей. Ничего для продления жизни я не делаю. По-прежнему много работаю. Зарядки в последнее время не делаю: предпочитаю восстанавливать силы сном. Курил в течение 30 лет: во время войны пристрастился к махорке, потому что она спасала от голода. Бросил это занятие уже в солидном возрасте: почувствовал проблемы с сердцем. Сразу стало легче жить. Диет никаких нет. Питаюсь в основном на работе в столовой, дома пью чай или кофе. Мучного и сладкого стараюсь не есть. От него толстеешь, а это дополнительная тяжесть.

А алкоголь?

– Выпить никогда не отказывался. Но не напивался. Люблю красное сухое вино. Налить?

Вы ведь и машину водите…

– И даже правила нарушаю. Превышаю скорость, обгоняю. Но, когда сотрудники ДПС видят год моего рождения, говорят: «Ну, дед, ты даешь! Береги себя!» И никогда не штрафуют. Это одно из немногих моих преимуществ.

Наталия Лескова

# 208 (3605) 28 сентября 2005 г.

Независимая Газета

***