Европейское космическое агентство (ЕКА) предлагает объединить усилия с Россией в разработке космического корабля нового поколения «Клипер» для пилотируемых полетов в космос. Экипаж корабля составит шесть человек. На его борту европейские космонавты смогут автономно добираться на космическую станцию и на Луну. Россия намерена заменить устаревающие корабли «Союз» на «Клиперы» и ищет партнеров для этого проекта. >>>

«Союзы» летают в космос с конца 1960-х годов. С их помощью космонавты добирались на космические станции «Салют», «Мир» и Международную космическую станцию и возвращались обратно на Землю.

«Союз» считается «рабочей лошадкой» российской пилотируемой и беспилотной космонавтики. Это один из самых надежных космических аппаратов из всех когда-либо построенных.

Однако в России думают о будущем и планируют сменить «Союзы» на новый корабль, который сможет доставлять космонавтов на окололунную орбиту.

«Цель в том, чтобы создать корабль, который будет удобнее «Союза» и сможет везти пилотов и четырех пассажиров», — заявили Би-би-си глава представительства ЕКА в России Ален Фурнье-Сикр.

«Он будет обслуживать космическую станцию и летать на окололунную орбиту и обратно с экипажем из шести человек», — добавил он.

Для доставки астронавтов

«Клипер» предназначен прежде всего для перевозки астронавтов, отметил глава департамента ЕКА по развитию пилотируемой космонавтики Ален Тиркетт.

По условиям кооперации Россия и Европа будут иметь фиксированное количество мест на борту, возможно одно-два в каждом полете.

«Сейчас нам приходится просить Россию или США доставить нашего астронавта на орбиту», — сетует Тиркетт.

«Участвуя в проекте «Клипер», мы будем иметь право на места на борту, когда это будет нужно», — отметил он.

Как сказал Тиркетт, европейская космическая промышленность сможет использовать российские наработки в пилотируемой космонавтике.

Москва, в свою очередь, получит доступ к высоким технологиям, разработанным в Европе.

«Потенциально это взаимовыгодное сотрудничество», — считает Тиркетт.

Главная цель — Луна

Россия рассчитывает построить «Клипер» в течение ближайших 10 лет. Первый пробный полет должен состояться в автоматическом режиме в 2011 году. Замена «Союзов» на «Клиперы» должна пройти постепенно в период до 2014 года. Первые пилотируемые полеты намечены примерно на 2020 год, когда предполагается возобновить экспедиции на Луну.

«Союзы» успешно использовались с конца 60-х годов ХХ века

Обладая «Клипером», Россия и Европа смогут сотрудничать с американцами в освоении Луны. На окололунной орбите смогут находиться шесть астронавтов, которые будут играть роль экспедиции спасения, если это потребуется.

«Как подсказывает опыт, в рамках международной программы весьма важны надежные способы доступа в космос», — отметил Фурнье-Сикр.

По его словам, «в дальнейшем, когда мы будем стремиться попасть на Луну, важно иметь несколько способов добраться туда и в ходе сотрудничества обладать собственными возможностями доставки на окололунную орбиту».

Использование «Клипера» создает дополнительные возможности для развития космического туризма.

«Российская сторона рассчитывает развивать космический туризм и предлагает обеспечивать определенный уровень комфорта на борту, однако основной целью остаются научные исследования», — подчеркнул Фурнье-Сикр.

ЕКА намерено запросить у стран-членов средства на двухлетнюю программу предварительных исследований в ходе встречи на уровне министров, которая пройдет 5-6 декабря.

Разработка и эксплуатация «Клипера», как предполагается. будет обходиться примерно в 100 млн. евро в год.

Хелен Бриггс

Би-би-си, Москва

среда, 28 сентября 2005 г., 11:08 GMT 15:08 MCK

Би-би-си

***