«Жертв автокатастроф в России в восемь раз больше, чем в развитых европейских странах, а риск гибели на дорогах в два-три раза выше», — эти цифры привел руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Александр Нерадько на Всероссийской конференции «Безопасность и качество — определяющие стандарты транспортных услуг».

Основной причиной такого положения, по мнению чиновника, как, впрочем, и большинства участников конференции, — а среди них корреспондентом «РГ» были замечены представители минтранса, Госдумы, сотрудники МВД ФСБ, страховых компаний, профессиональных транспортных союзов и научной общественности, — стали «самые либеральные в мире условия допуска перевозчиков на рынок транспортных услуг». Проводимая минэкономразвития политика по его «разбюрократизации» и отмена лицензий были названы «кровавой» ошибкой и «разбоем без правил».

Общий пафос: сегодня любой гражданин может получить право на перевозку пассажиров — достаточно подать соответствующую заявку. В итоге, по данным Ространснадзора, нынче в автомобильных коммерческих перевозках в России занято больше 300 тысяч операторов. Из них почти 70 процентов — малые предприятия и индивидуальные предприниматели, которые «экономят на всем, а главное — на безопасности пассажиров». При этом частники владеют самым большим числом автобусов (50 процентов всего пассажирского автопарка страны). А каждое второе ДТП с автобусами совершается «по вине» «газелей». В связи с этим руководитель Ространснадзора Александр Нерадько призвал минтранс запретить их использование для перевозок пассажиров на межрегиональных и международных трассах. Там, по данным его ведомства, эти машины «творят» полный беспредел. Но на городских и пригородных маршрутах пока «решено» их оставить. Однако, судя по резким выступлениям чиновников, вскоре они попытаются закрыть для «газелей» городские и пригородные трассы. По их мнению, эти «колымаги» в 5 раз отстают по уровню комфорта и запасу прочности от европейских микроавтобусов. Кроме того, эксплуатируются вопреки всем нормам и правилам безопасности: «выходят» на трассы неисправными, а водители работают на них по 12 -15 часов в сутки.

После отмены лицензирования в пассажирских перевозках настали «самые тяжелые за последние 10 лет времена» — это уже из заявлений конкурентов. К примеру, по словам представителей крупнейших московских таксомоторных компаний, сегодня в столице наблюдается массовый исход водителей в собственный бизнес. Ведь разрешение и автомобиль в кредит можно получить проще простого. «Мы, мол, тратим средства на обновление транспортных средств, их ремонт, создаем систему подготовки водителей. Но проигрываем частникам, которые могут всего этого не делать да еще «получают неоправданные конкурентные преимущества за счет низких ставок налогообложения», — возмущались таксопарки.

В итоге участники конференции фактически попытались реанимировать идею лицензирования пассажирских перевозок. Ссылались при этом на опыт тех же «развитых европейских стран», которые после аналогичной либерализации рынка были вынуждены развернуться в сторону жесткой регламентации.

В России же предложено ужесточить допуск перевозчиков на этот рынок. К примеру, пускать на него только «финансово состоятельных». Что под этим подразумевается, неясно. Ясно только одно, что к таковым вряд ли можно будет отнести индивидуального предпринимателя Васю, бросившего родной таксопарк ради собственного бизнеса.

Кстати, на конференции были приняты еще несколько решений, идущих вразрез с политикой минэкономразвития. Например, органам муниципальной власти было рекомендовано закреплять коммерческие маршруты только за теми компаниями, которые обладают «определенным количеством собственного подвижного состава, необходимой производственно-технической базой для его обслуживания». При этом в опалу попал весь арендованный транспорт. Его предложили вообще «изъять из оборота». Дело дошло и до квотирования пассажирских автоперевозок. По мнению транспортников, сегодня в некоторых регионах, в особенности в Москве и Санкт-Петербурге, наблюдается их «переизбыток».

Как бы то ни было, но пока все эти рекомендации остаются лишь благими пожеланиями. Сегодня у Ространснадзора есть сильные противники в лице минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). К примеру, специалисты последнего ведомства раз за разом отклоняют проект федерального закона «О городском автотранспорте», в котором говорится о распределении коммерческих маршрутов по конкурсам. А возражают антимонопольщики потому, что это, по их мнению, ведет к дополнительному администрированию и ограничению конкуренции.

Между тем эксперты уверяют, что конференция может стать знаковой. Ространснадзор, выступая с «кровавыми» цифрами в руках против «стихии рынка», впервые попытался не только во всеуслышание заявить о своей позиции, но и заручиться в намечающейся борьбе поддержкой минтранса, Федерального Собрания.

Кстати, от минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы на конференции не было никого. Но ее резолюцию в эти ведомства устроители конференции обещали отослать. Кроме того, решили обратиться и к Генеральному прокурору с просьбой «разобраться в тенденциях и призвать виновных (имеется в виду минэкономразвития. — Прим. ред.) к ответственности».

Справка «РГ»

За 8 месяцев в России зафиксировано 112 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых 352 человека погибли, а более 4 тысяч получили увечья.

«Российская газета» №3885, 28.09.05

*