Экстремальный маршрут. По мнению ГИБДД, основные виновники ДТП на дорогах — пассажирские микроавтобусы
Вчера завершилась общероссийская операция «Автобус». С 12 сентября сотрудники ГИБДД проверяли общественный транспорт, особое внимание уделяя маршрутным такси — в последнее время именно они стали основной причиной аварий на дорогах города. Итоги операции были подведены на пресс-конференции на тему «Как обеспечить безопасность проезда на маршрутных такси и автобусах».
— С начала года в столице произошло 91 дорожно-транспортное происшествие с участием маршрутных такси и автобусов, в которых погибли семь человек, сообщил заместитель начальника управления ГИБДД ГУВД Москвы Геннадий Прядко. — Для сравнения скажу, что за весь 2004 год было 87 ДТП с участием автобусов, в результате которых погибли 16 человек. Мы наблюдаем некоторое снижение числа погибших, и это отрадный факт, — отметил Прядко. По его словам, снижение тяжких последствий при авариях связано с работой, которую проводят органы ГИБДД с водителями. А поскольку маршрутки — самая проблемная категория автотранспортных средств, перевозящих пассажиров, то «с их водителями мы проводим весь необходимый комплекс обучения вождению в условиях города».
— В результате операции мы выявили 230 маршрутных такси и автобусов, которые ездили по городу без техосмотра. Кроме того, мы запретили эксплуатацию 4088 машин, — сообщил Прядко.
По его данным, около 30 процентов водителей, работающих на маршрутках, являются гражданами СНГ, еще столько же — москвичи, а все остальные — иногородние россияне, приезжающие в столицу на заработки.
А всего по России за время операции было проверено 32 365 автобусов и маршрутных такси. В ходе проверки выявлено 20 392 случая нарушения правил. Из них самое вопиющее нарушение — выезд на встречную полосу — было зафиксировано 232 раза. В 1020 случаях были нарушены правила перевозки пассажиров. В 2387 случаях маршрутки и автобусы с пассажирами нарушали правила проезда перекрестков, а в 1410 случаях превышали установленную скорость.
Стандартная российская маршрутка-трехлетка, констатируют инспектора, выглядит на все восемь лет: машина трудится чуть ли не по двадцать часов в сутки. Столь преклонный возраст определяется не только по вмятинам на бампере, ржавым подкрылкам или многочисленным царапинам, а и по нарушениям. Набор типичный: огнетушителей нет, содержимое аптечки при проверке рассыпалось от ветхости в руках водителя, незакрепленная запаска болтается по салону. Но хуже всего дела обстоят с дверями. Основные — не закрываются, запасной выход, напротив, не открыть даже сплеча. Микроавтобусы работают на износ, до последнего издыхания, водителям по большому счету плевать и на свою жизнь, и на жизни пассажиров, а их хозяев волнуют исключительно деньги.
Итоги — плачевные. Последняя трагедия произошла меньше двух месяцев назад на улице Подольских Курсантов, когда маршрутка N691 на полном ходу врезалась в грузовик. Трое пассажиров и водитель погибли на месте, шестеро попали в больницы. Кстати, «водитель-ас», 41-летний Гоча Сибрткеладзе, уже был хорошо известен инспекторам ГИБДД. У него не раз отбирали права за превышение скорости, выезд на встречную и т.д. Но он все продолжал ездить, откупаясь штрафами…
Но хуже всего то, что разовые «налеты», подобные операции «Автобус», как признаются сами сотрудники ГИБДД, в корне снизить аварийность вряд ли смогут. Дело в том, что, например, тормозную систему или рулевую колонку можно проверить только с помощью инструментального контроля. А передвижных станций, которые оперативно могли бы этот контроль проводить, на Москву всего две штуки.
— С незапамятных времен контроль за техсостоянием автобусов в Москве лучше, чем у маршруток, — говорит начальник отдела организации, надзора и регистрации УГИБДД Москвы Алексей Виноградов. Он сообщил, что по решению столичных властей с 1 октября техосмотр на линиях инструментального контроля обязаны проходить четырехлетние машины, а не пятилетние, как раньше. Более того, Виноградов считает, что сокращение возраста машин на один год — это только начало. По его словам, необходимо проводить инструментальный контроль всех машин, в том числе и новых. Он также добавил, что ввести повсеместную «инструменталку» пока невозможно, потому что сейчас техцентров для этого недостаточно. Но это задача ближайшего будущего: к 2010 году в Москве будет построено 214 новых пунктов ТО. А пока выдавать талон без прохождения ТО будут только новым и двухгодовалым машинам.
«Российская газета» №215 (3884), 27.09.05
*