Что будет с новоорлеанским джазом?
Глядя на картины стихийного бедствия в Новом Орлеане, многие с тревогой справшивают: что стало с хранившимися там богатейшими коллекциями по истории джаза? С коллективами музыкантов – продолжателей джазовой традиции? Сохранится ли в городе уникальное наследие, привлекавшее в Новый Орлеан любителей музыки со всех концов света? >>>
Луи Армстронг |
Джаз считается чисто американским вкладом в мировую культуру. Но он родился не на голом месте, указывает Крис Вадала, ведущий курс джазовой теории в Мэрилендском университете: «Новый Орлеан был поразительной амальгамой. Историки считают, что здесь в 1895 году родился джаз из сплава негритянской, французской, испанской, креольской и прочей музыки. Так что его можно считать эхом американского «плавильного котла» наций. Джаз вобрал в себя множество стилей и жанров. Это и песнопения негртиянских церквей, и блюзы дельты Миссисипи, и креольское многоголосье… Америка многим обязана джазу».
Признанием его места в жизни США можно считать тот факт, что аэропорту Нового Орлеана присвоено имя Луи Армстронга, великого музыканта, начавшего здесь свою карьеру и всегда говорившего о любви к этому городу.
Джазом пронизана вся жизнь Нового Орлеана, говорит куратор Библиотеки Конгресса Мэтью Бартон: «На каждом углу там можно увидеть детей, играющих на каком-нибудь инструменте. В каждом квартале, каждой церкви есть свой оркестрик. Во многих семьях все умеют на чем-нибудь играть. В Новом Орлеане фактически нет разделения на любителей и профессионалов».
«Одна из самых поразительных черт жизни в этом городе, – продолжает Бартон, – это огромное число уличных духовых оркестров. Их можно считать предшественниками джаза, они уходят корнями в начало XIX века. В последние двадцать лет в Новом Орлеане наблюдался подлинный ренессанс этих оркестров, играющих по любому поводу – как говорится, на свадьбах и похоронах. Жаль, если после восстановления города они исчезнут».
Брэнфорд Марсалис |
Этого стараются не допустить люди, которым дорог джаз. Саксофонист Брэнфорд Марсалис, один из членов знаменитой семьи джазменов, собирает деньги на то, чтобы помочь музыкантам уличных оркестров пережить эвакуацию и трудные времена. «Мы создаем фонд на средства фирм звукозаписи, благотворительных организаций и частных пожертвований, – рассказывает он. – Из этого фонда будут финансироваться концерты и выступления в пользу пострадавших от «Катрины». А впереди у нас – большие планы. Нельзя, чтобы музыка осталась под водой».
Мэтью Бартон и его коллеги-кураторы из Библиотеки Конгресса в Вашингтоне весьма озабочены судьбой связанных с джазом исторических материлов – нот, звукозаписей, фотографий и пластинок, хранившихся в Тулейнском университете и многих частных собраниях Нового Орлеана. Точные сведения о них можно будет узнать только, когда минует угроза нового урагана и спадет наводнение. Пока можно лишь уповать на удачу.
Мэр города Рей Нейгин недавно сказал, что устал от грохота спасательных вертолетов над головой и ждет не дождется, когда можно будет пойти к знаменитый зал «Preservation Hall» послушать джаз…
Кемин Куо
24.09.2005
***