(Би-би-си). Туалет в мастерской самарской художницы Оксаны Стоговой служит не только для отправления своих естественных надобностей, но и является оригинальным художественным пространством. За четыре года в галерее прошло 14 выставок современного искусства.

Новая экспозиция под названием «Brot & хлеб» представляет визуальный образ хлеба, а точнее, его немецкой разновидности — брецеля.

Оксана без ложной скромности отмечает, что ее проект приобрел поистине международные масштабы: авторами экспонатов для последних выставок были немцы. Именно с Германией у художницы самые теплые отношения.

В свое время Оксана стажировалась в Академии художеств Штуттгарта, где и познакомилась с местными художниками. Именно во время последнего визита в город у художницы родилась идея сделать выставку, посвященную хлебу.

Хлебное место

Ради любопытства художница с друзьями решила поработать в качестве подмастерьев в одной из немецких булочных, где училась печь брецели. Она взяла с собой на память листы бумаги и повесила на стену дома. Импровизированная экспозиция пекарской бумаги и породила идею создать тематическую выставку в туалете, который уже не первый год выполняет функцию мини-галереи.

Последняя выставка в мини-галерее посвящена хлебу

Так как выставка помещается в небольшой комнате, экспонатов на ней не так много. Среди самых заметных — «Памятник неизвестному хлебу» немецкого автора в виде остроносой стелы. «Подсолнечник», выполненный из теста, хлебные чернильницы с разными наполнителями, созданными по аналогии с известной легендой о том, как Ленин в тюрьме писал свои труды молоком, груда пустых пивных бутылок, символизирующих «жидкий хлеб» и бутылка «Пшеничной» водки.

Среди ироничных экспонатов — картинки, высмеивающие историю о том, как президент США Джордж Буш-младший чуть было не задохнулся, поперхнувшись немецким брецелем. Рядом с изображением брецеля подписи в духе «Останови Буша» и «Возьми еще один брецель».

Туалет для избранных

По словам Оксаны, «туалетный проект» начался с иронии. Однажды с симпозиума, который проходил в Нижнекамске, она привезла несколько работ одного художника. Тогда она еще жила в старой «хрущевке». Чтобы жилище выглядело более эстетично, Оксана заклеила обшарпанные стены разными картинками.

Посещают выставки в Самаре в основном сами авторы

«Я вешала картинки на стены, чтобы закрыть дырки, потому что отремонтировать их было уже невозможно. Когда я привезла новые работы, вешать их было уже некуда, так как все стены были заняты другими. Голые стены били лишь в туалете. И тогда я подумала, а почему не повесить работы здесь», — вспоминает она.

И осуществила задуманное. А через некоторое время поняла, что заходить в уборную стало намного приятнее. Она в шутку сказала своим друзьям, что у нее есть туалетная галерея. Увидев вывешенные картинки, коллеги Стоговой предложили ей принести свои работы. Так обычный туалет стал галереей. Хотя Оксана не скрывает, что чаще всего посетители выставок становятся авторы.

Игра и искусство

Галерея стала личным проектом Стоговой, которым она с удовольствием занимается до сих пор.

Марсель Дюшан первым показал писсуар как художественный объект

«Сейчас достаточно часто случаются конфликты между художниками и кураторами выставок. А здесь я сама себе хозяйка. В свое время я прочитала книгу Йохана Хейзинга «Homo Ludens» — «Человек играющий», — говорит Оксана. — Автор говорит о том, что все действия человека, которые он совершает в течение своей жизни — это игра. Если бы человек не воспринимал как игру те или иные этапы своего бытия, он бы не мог существовать. Творчество это тоже своего рода тоже игра».

Художницу не волнует мнение о ее творчестве простых обывателей. Современно искусство часто шокирует, говорит Оксана, но признается, что она это делает не ради привлечения внимания к своей персоне, чем грешат многие начинающие художники, а для собственного удовольствия.

Впрочем, туалет в современном искусство явление не новое. Известный художник-авангардист Марсель Дюшан в начале XX века произвел революцию в искусстве, выставив писсуар под названием «Фонтан».

Дюшан показал миру, что художник может ничего не рисовать и не ваять руками, а просто брать готовые вещи и делать из них самодостаточные инсталляции.

Охотники наделять обыденные предметы культурной ценностью с тех пор не переводятся.

Илья Чернышев

для bbcrussian.com, Самара

Би-би-си

***