Сами мы не местные. Депутаты Госдумы заморозили муниципальную реформу
Вчера Госдума приняла во втором и третьем, окончательном чтении поправки в 131-й закон, фактически позволяющие перенести сроки реформы местного самоуправления за пределы президентства Владимира Путина. В поправках речь идет о возможности переноса срока вступления в силу переходных положений закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» с 1 января 2006-го на 1 января 2009 года.
Таким образом, муниципальная реформа начнется, как и планировалось, 1 января 2006 года, однако до 2009 года регионы смогут по своему усмотрению определять сроки полномочий вновь созданным муниципалитетам. И если большинство регионов предпочтет затянуть этот процесс до 2009 года, то реформа местного самоуправления — одна из самых важных, но и самых сложных реформ в области государственного устройства — окажется надолго замороженной.
Автор поправок депутат фракции «Единая Россия» Михаил Гришанков заявил депутатам, что необходимость продления переходного периода вызвана нерешенностью на сегодняшний день проблем, связанных с разграничением собственности муниципальных образований. «Кроме того, есть проблемы с межбюджетными отношениями, не сняты также и вопросы, связанные с разделением земель на местном уровне», — отметил депутат. Более того, по словам Гришанкова, на сегодняшний день к муниципальной реформе пока готовы лишь 30—40% российских регионов.
Как отметил глава комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый, «в ходе работы над законом удалось более четко прописать механизмы действия переходного периода, в том числе решить вопросы, связанные с передачей имущества. Регионам предоставляется возможность учесть сложившуюся у них ситуацию».
Спикер Госдумы Борис Грызлов в беседе с журналистами настаивал на том, что изменения в 131-й закон не означают переноса срока всей реформы. Кроме того, по мнению спикера, «крупные субъекты федерации должны ввести в действие реформу на своей территории с 1 января 2006 года». Он также напомнил о том, что согласно закону регионы должны до 1 января 2006 года принять нормативные акты, которые определили бы объем полномочий, передаваемых в муниципалитеты на переходный период. Однако в поправках нет указания на то, каким именно регионам разрешено отложить реформу местного самоуправления. Значит, ее могут отсрочить все желающие.
Вчера Госдума также произвела ряд изменений в своем начальственном составе. В структуру руководства палаты был возвращен пост еще одного первого вице-спикера, который занял единоросс Олег Морозов. Как свидетельствуют коллеги, после ухода с поста первого вице-спикера в правительство Александра Жукова г-н Морозов де-факто исполнял его полномочия, а именно отвечал за законодательную работу. Однако единственным первым вице-спикером до сих пор являлась только Любовь Слиска.
Кроме того, «простым» вице-спикером назначен первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Юрий Волков — взамен Георгия Бооса, который 16 сентября был наделен полномочиями губернатора Калининградской области.
В то же время пока остается открытым вопрос наделения вице-спикерским постом депутата фракции «Родина» Дмитрия Рогозина. После того как с уходом вице-спикера от этой фракции Сергея Бабурина и его сторонников «Родина» раскололась на две части, рогозинцы остались без собственного заместителя председателя палаты, а следовательно, и без голоса на Совете Думы. В заседаниях совета в соответствии с регламентом принимают участие все руководители фракций и вице-спикеры.
Сразу после раскола рогозинская «Родина» решила делегировать на этот пост теневого партийного спонсора Александра Бабакова. Однако парламентское большинство отказалось утверждать его в должности вице-спикера. Тогда родился новый вариант: выдвинуть на этот пост самого г-на Рогозина. Тем более что он теперь не является руководителем фракции: на своем заседании «Родина» ввела институт сопредседателей, которые будут руководить по очереди, и сейчас лидером рогозинской «Родины» стал Сергей Глазьев. Сегодня судьбу спикерства Рогозина должен решить комитет по регламенту и организации работы Госдумы. Однако, судя по настрою председателя комитета Олега Ковалева, парламентское большинство пост вице-спикера Рогозину не даст. Г-н Ковалев утверждает, что регламент Госдумы вовсе не предусматривает обязательного наличия поста вице-спикера у каждой фракции, и должности распределялись в начале созыва не по принципу равноправного участия партий в законотворческом процессе, а в соответствии с определенными политическими договоренностями. Согласно этим договоренностям каждой оппозиционной фракции давалось по одному посту вице-спикера, а «Единой России» — по пропорциональному принципу — семь. И это, по мнению г-на Ковалева, вовсе не значит, что теперь «Единая Россия» должна расщедриться на еще один вице-спикерский пост для оппозиции.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
Время новостей
N°175
22 сентября 2005
***