Два в одном — на пользу дела
На прошлой неделе состоялось слияние двух крупнейших российских предприятий по производству аккумуляторных батарей в России. ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» и ООО «Аккумуляторные технологии» («АкТех») подписали договор о стратегическом партнерстве, пишет газета «Тольяттинское обозрение».
Мощный альянс на российском рынке
На прошлой неделе в Москве было объявлено о создании стратегического альянса двух крупнейших российских предприятий по производству аккумуляторных батарей. Ведущие производители аккумуляторов в России — ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» и ООО «Аккумуляторные технологии» («АкТех») подписали договор о стратегическом партнерстве. В результате чего на российском рынке в отечественной аккумуляторной отрасли сформировался крупнейший альянс производителей, чья совокупная доля рынка уже сейчас превышает 25%. Таким образом, молодая и динамично развивающаяся компания «Аккумуляторные технологии» смогла расположить к себе одного из старейшин российского рынка аккумуляторных батарей и фактически устроить маленькую революцию на российском рынке.
По предварительным подсчетам аналитиков, суммарная стоимость активов объединившихся компаний па сегодняшний день уже составляет более 1,5 миллиарда рублей. Годовой оборот превышает 3 миллиарда рублей.
И как заявляют ведущие менеджеры предприятий, конечная цель данного соглашения — создание мощного вертикально интегрированного холдинга — абсолютного лидера аккумуляторного рынка на территории бывшего СССР Соглашение было подписано президентом компании «АкТех» Павлом Скороходовым и генеральным директором Тюменского аккумуляторного завода Александром Кореляковым в ходе официальной встречи руководства двух предприятий в Москве буквально на прошлой неделе.
Если следовать тексту договора, партнерство двух компаний направлено на укрепление лидерских позиций па российском рынке и предполагает сотрудничество во многих сферах.
В первую очередь речь идет о создании единой сырьевой базы для аккумуляторных производств. Создание сети сбора отработанных АКБ и заводов по переработке вторичного свинца, а также работа с поставщиками материалов и комплектующих (получение дополнительных скидок и льгот от поставщиков свинца, полипропилена, сепаратора и других материалов); сбыт готовой продукции на рынке России и других стран; научно-технические исследования и разработки. Но это только основные направления, обозначенные на предварительном этапе сотрудничества.
Новый проект совместными усилиями
Но уже сегодня компании реализуют ряд совместных проектов по некоторым из этих сфер. В частности, в Тюмени и в Иркутской области ведутся работы по созданию двух заводов по переработке вторичного свинца.
«Сейчас для производителей аккумуляторов очень актуальна проблема обеспечения сырьем, — сообщил президент компании «АкТех» Павел Скороходов. — От его наличия зависит стратегическая безопасность предприятий. Для нас, как и для всего цивилизованного сообщества, стратегическим источником сырья являются отработанные аккумуляторы. В настоящее время где-то около 60% используемого свинца во всем мире получается в результате переработки лома свинцовых отходов. Россия также не должна отставать в этом вопросе от остального мира».
Совокупная мощность заводов составит около 24 тысяч тонн свинца в год. Необходимый объем инвестиций в проект — порядка $6 млн., а срок окупаемости — около 3 лет. Ориентировочный срок строительства, по разным оценкам, от I года до 1,5. В середине января компании планируют подвести итоги тендера на поставку оборудования свинцовых заводов. Для реализации проекта компании намерены в основном задействовать собственные средства. Ориентировочно около 70%. Оставшиеся 30% планируется привлечь из внешних источников. Форма привлечения кредитных средств, как пояснил президент компании «АкТех» Павел Скороходов, пока до конца не определена, но, скорее всего, это будет облигационный займ.
В настоящее время рассматривается несколько площадок для размещения заводов, наиболее вероятными из которых являются площадки в городе Свирске Иркутской области и в Тюмени. Мощности свинцовых заводов позволят полностью закрыть потребность в сырье заводов альянса, а также продавать часть продукции на сторону.
Не навреди…
Кроме того, строительство подобных заводов позволит решить проблему утилизации отработанных аккумуляторов на территории Сибири и Дальнего Востока без ущерба для экологии. Как пояснил директор и основной собственник Тюменского аккумуляторного завода Александр Кореляков,».. .в настоящее время в России существует множество небольших полуподполъньх плавилен, где отслужившие свой срок аккумуляторы переплавляются в слитки очень низкого качества. Естественно, уровень загрязнения окружающей среды в результате их работы недопустимо высок. Строительство двух современных заводов, отвечающих всем европейским стандартам, позволит избежать подобного загрязнения, т. к. новейшие технологии позволяют улавливать около 98% всех вредных выбросов». Кроме того, новые технологии позволят повторно использовать более 95% свинца, содержащегося в отработанных батареях.
С российским автопромом заодно
Говоря о стратегическом альянсе, сформированном крупнейшими компаниями па российском аккумуляторном рынке — «АкТехом» и Тюменским аккумуляторным заводом, специалисты отдельно рассматривают тему поставок аккумуляторов на российские автомобильные предприятия.
Все отечественныe автопроизводтели совокупно потребляют около 1,3 млн. аккумуляторных батарей в год.
При этом традиционно основными потребителями аккумуляторов являются производители легковых автомашин — ABTOВA3, ГАЗ, Ижмашавто, УАЗ. По оценкам аналитиков, на долю этих заводов приходится порядка 90% потребления российским автопромом стартерных аккумуляторов. При этом автозаводы используют в своем производстве преимущественно аккумуляторы емкостью 55 Ач (это практически весь модельный ряд Волжского автозавода, а также автомобили типа «Волга» и «Газель»). Аккумуляторы емкостью 60 Ач, 74-77 Ач используются на продукции Ульяновского автомобильного завода и некоторых моделях производства Горьковского автозавода.
Если оценивать рынок аккумуляторных батарей в целом в России, то их основными поставщиками на российские автозаводы являются следующие компании: «АкТех», «Востсибаккумулятор», саратовский завод «Электроисточник», компания «АКОМ». Время от времени поставки на автозаводы осуществляют такие предприятия, как курский завод «Аккумулятор», компания «ИСТА».
При этом на долю «АкТеха» приходится порядка 40% поставок на заводы российского автопрома, на основании чего можно говорить, что один из участников недавно сформированного альянса аккумуляторных заводов — компания «АкТех» — абсолютный лидер по поставкам аккумуляторных батарей на российские автозаводы. Компания работает со всеми четырьмя ведущими автозаводами России и является основным поставщиком для таких предприятий, как АВТОВАЗ (40% потребления автозавода), ГАЗ и УАЗ (более 50% потребности каждого завода).
Согласно стратегическим целям, обозначенным руководителями «АкТеха» и «Тюменского аккумуляторного завода», поставки в автопром являются одной из приоритетных областей сотрудничества двух заводов. При этом альянс компаний, выпускающий совокупно более 2,7 млн. аккумуляторов в год, безусловно, располагает наибольшими возможностями для снижения себестоимости своей продукции, а именно это является ключевым требованием автозаводов. По прогнозам аналитиков, вполне реально ожидать, что в ближайшее время альянс будет обеспечивать более половины поставок аккумуляторов на российские автозаводы.
Стратегические перспективы сотрудничества с автомобильной промышленностью руководители «АкТе-ха» и ТАЗа связывают с деятельностью новых производств, открытых крупнейшими транснациональными автомобильными корпорациями. Речь идет прежде всего о компаниях «GM-АВТОВАЗ» и «Ford Всеволожск». По результатам предварительных переговоров зарубежные компании готовы рассматривать крупнейшего участника российского аккумуляторного рынка в качестве своего основного поставщика.
Альянс «АкТеха» и Тюменского аккумуляторного завода окончательно сформирован всего неделю назад. Однако уже сегодня очевидно, что такое объединение компаний может радикально изменить всю структуру отечественной аккумуляторной отрасли, и прежде всего структуру поставок отечественных аккумуляторов па автозаводы.
*