Вчера в Нижний Новгород прибыли министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов и главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Они намерены провести совещание, посвященное ликвидации вспышки гепатита А в регионе. Прокуратура уже возбудила уголовное дело по факту заражения людей. Число заболевших постепенно приближается к тысяче, а по масштабам нижегородская вспышка уже превзошла ту, что произошла летом этого года в Тверской области. Под подозрением пиво, квас и водопровод. Но точные причины заражения не установлены до сих пор. >>>

Чистая питьевая вода в Нижнем Новгороде стала дефицитом.

Нижний Новгород совсем не похож на город, в котором свирепствует эпидемия. Чумных бараков, источающих зловонный дух болезни, не замечено, горы полыхающей одежды отсутствуют, нет и иных картин, возникающих в воображении при слове «зараза». Туда-сюда снуют люди, магазины и кафе полны покупателей, а в воскресенье в центре проводятся увеселительные мероприятия. Боль, испуг и человеческие страдания заметны чуть поодаль, за воротами больничных оград. В последнее время здесь многолюдно. Палаты переполнены, а родственники осаждают закрытые окошки для приема передач и через распахнутые форточки пытаются докричаться до своих близких.

«Спросите у вице-мэра»

«Я вам ничего не скажу! – с порога заявила журналистам «НИ» Елена Чалова, грозная женщина-врач из инфекционной больницы №2. – Всякие контакты с прессой не допускаются распоряжением начальника департамента здравоохранения Нижнего Новгорода Владимира Лазарева. Обращайтесь прямо к вице-мэру».

«Ну, хоть расскажите, как предохраниться от заражения?

«Спросите у вице-мэра, он должен знать!»

На этих словах врач развернулась и скрылась за железной дверью с пугающей надписью: «Внимание! Карантин! Свидания запрещены!» Но лишь только доктор ушла из поля зрения, из коридора стали просачиваться больные. Внизу в холле их уже ждали родственники с пакетами, полными провизии. Несмотря на предупреждение об опасности, люди не чурались родных и активно обменивались поцелуями с носителями инфекции. Пальма первенства принадлежала молодым влюбленным, которые почти 20 минут активно целовались под лестницей инфекционной больницы.

«Я даже не знаю, как заразилась, – оторвавшись от приятного времяпрепровождения, рассказала симпатичная девушка с желтыми глазами. – Руки мыла, воду из-под крана не пила, сырых овощей не ела. Просто утром проснулась разбитой. Поднялась высокая температура, стало тошнить. «Скорая» доставила меня в больницу».

Несмотря на опасность заразиться, парочка ворковала под лестницей еще долго. Вокруг, как тени, ходили такие же «желтые» люди, разговаривали с близкими, обнимались, и всем, в том числе и медсестрам, было плевать на фактический карантин.

Сорокоградусная дезинфекция

Тут в клинику вошли двое молодых людей с парой целлофановых пакетов в руках, в которых что-то вожделенно позвякивало. «Это мы для дезинфекции купили», – весело отрапортовал один из них.

«Лучшее средство от «желтухи» – это водка! – в шутку вторит лихим ребятам один из членов оперативного штаба по борьбе с распространением гепатита А, выскочивший из кабинета вице-мэра в буфет – «продезинфицироваться». – Ею только и спасаемся».

Мера, как оказывается, своевременная, так как при всей массовости предпринимаемых действий точной причины заражения не обнаружено. Заседания оперативного штаба по борьбе с распространением гепатита А проходят в администрации города ежедневно. Представители администрации, врачи и санитарные службы размышляют над методами локализации очагов заболевания. Но пока ничего существенного не придумано. Борьба с эпидемией ограничивается домашними обходами, социальной рекламой: «мойте руки перед едой», выборочной вакцинацией населения и жестким дозированием информации. Штаб определил лишь двух человек, имеющих право общаться с прессой. Это глава департамента здравоохранения Владимир Лазарев и главный санврач области Евгений Петров. Но делают они это крайне неохотно.

Сначала гепатит, затем хлор

По словам пресс-секретаря управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Равиля Томашина, ситуация, сложившаяся в Тверской области летом этого года, с точностью повторяется уже в Нижнем Новгороде, только масштабы эпидемии оказались большими. На этой неделе ежедневный прирост больных может составить в среднем по 100 человек в сутки. Это связано, прежде всего, с особенностями инфекции, длительным инкубационным периодом и не установленным источником заражения. Между тем больничный резерв, насчитывающий 800 койко-мест, почти исчерпан. В спешке разворачиваются новые лечебные площади. Эпидемия достигла своего пика.

«Большая часть пострадавших проживает в Сормовском районе Нижнего Новгорода, – рассказал главный санитарный врач Нижегородской области Евгений Петров. – Этот факт дает право предположить, что вирус мог распространиться через водопроводные сети. Мы взяли пробы воды на анализы, но точных результатов пока нет. Сейчас на очистных сооружениях Сормовского района проводится дезинфекция. Кроме того, в ночь с понедельника на вторник было предпринято второе за последнюю неделю гиперхлорирование. В водопроводную воду было добавлено большое количество хлора. Сделано это с тем расчетом, чтобы излишки хлора застаивались в системе на несколько дней. Инфекция, если она там и есть, должна погибнуть».

Сормовский водозабор – один из самых проблемных в регионе. С началом эпидемии, распоряжениями местных властей он тут же превратился в режимный объект с повышенной степенью охраны. Власти города сделали замечательные выводы из недавней вспышки «желтухи» в Тверской области. Общественность к водоканалу не подпускают на пушечный выстрел. И хотя проблем с очистными сооружениями здесь не меньше, чем во Ржеве, рассказывать об этом работникам запрещено под угрозой увольнения. Огрехи коммунального хозяйства теперь лечат ударными дозами хлора.

На многих подъездах жилых домов злополучного Сормовского района висят предостерегающие объявления: «Вода в кранах только для технического использования!»

«Приходится ходить по магазинам и покупать воду в пластиковых бутылках, – рассказывает пенсионерка Евгения Тимашова. – Бутылка-то стоит 30 рублей каждая. Если так дальше пойдет, никакой пенсии не хватит. Сначала нас косила эпидемия, теперь власти травят хлором. Сил уже никаких не осталось».

ЧЕМ ОПАСЕН ГЕПАТИТ

Вирусные гепатиты – инфекционные заболевания печени, вызванные вирусами. Гепатит А передается от человека к человеку, когда в рот (с водой или пищей) попадают частицы, содержащие вирус. В развитых странах гепатит А называют «болезнью грязных рук», но там заболеть сложно по причине высокой культуры населения и хорошей работы коммунальных служб. В развивающихся странах с низким уровнем экономического и социального развития гепатит А является прежде всего детской инфекцией. Большинство детей в этих странах переболевают гепатитом А к 10-летнему возрасту и приобретают пожизненный иммунитет. В зависимости от степени поражения печени у больных возникают диспептические нарушения, иногда повышается температура, увеличивается печень, реже – селезенка, в некоторых случаях появляется желтушное окрашивание кожи и слизистых оболочек, часто отмечаются боли в правом подреберье. Хронический гепатит может продолжаться годы. При своевременном и правильном лечении и рациональном режиме труда и быта наступает полное выздоровление. Заражение можно предотвратить, в том числе путем вакцинации. Длительность защиты с помощью вакцинации не менее 6–10 лет.

ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ, Нижний Новгород

21.09.05

среда

«Новые Известия»

***