Париж. Монмартр. Конец ХIХ века. Творческая эйфория в любовной связи с греховностью, искушенность и соблазн в игре с обреченностью… Именно в этой атмосфере расцвел талант французского художника Анри де Тулуз-Лотрека, чьи работы выставлены сейчас в Институте искусств в Чикаго. >>>

«В Мулен-Руж»

Монмартр был местом наивысшего вдохновения для Лотрека; он провел там десять лет — с 1886 по 1896 г. Эти годы оказались самыми плодовитыми в его творчестве и именно этому периоду посвящена выставка.

«За гранью закона» — так описывал Лотрек распущенную среду Монмартра. Этот район в XVIII — XIX веках привлекал к себе художников, поэтов, интеллектуалов своими низкими ценами на жилье и живописностью пейзажа. Как и для многих других, это место оказалось магнитом для Лотрека. Там он забывал о своей врожденной физической ущербности, ставшей, как полагают, результатом кровосмешения.

В отроческие годы художник перенес переломы костей обоих бедер, впоследствии неправильно сросшихся. После этого рост его ног прекратился совсем, из-за чего его тело стало диспропорциональным, обрекая, казалось бы, на вечные мучения.

Но не случись катастрофы, возможно, детское увлечение Лотрека рисованием никогда не стало бы делом его жизни.

Рожденный на юге Франции в 1864 году в семье эксцентричного аристократа, Лотрек очень рано проявил художественные способности. Самые ранние его образы племенных лошадей, гончих на охоте или птиц в полете отображали интересы и аристократическое происхождение его семьи. Бурные штрихи лишь усиливали и без того живое движение на картинах…

Эти темы-ассоциации с детством вновь возникают в поздних работах Лотрека, сделанных перед смертью в состоянии психической неустойчивости, вызванной длительными запоями.

«Мэй Милтон»

Несмотря на попытки первого учителя Лотрека Рене Принсете и вслед за ним Леона Бонне привить художнику академические каноны классической скульптуры и мастеров школы Давида эпохи Ренессанса, Лотрек позаимствовал лишь элементы традиции великих мастеров. Мрачные тона и предписанные школой композиции имели определенное влияние на его работы, но живой стиль Лотрека постепенно брал верх.

Лотреку также были очень близки новые идеи импрессионизма, казавшиеся ему вспышкой яркого света на фоне темного Ренессанса. Его живой, спонтанный стиль, перекликающийся то со стилем Ван Гога, то с манерой жившего по соседству Эдгара Дега, казался чем-то абсолютно новым, в корне меняющим восприятие живописи.

Влияние Востока

В 1882 году в Париж пришло новое веяние японского искусства, захватившее Лотрека всерьез. Его техника стала еще более спонтанной, неожиданность ракурса и ассиметричность, искаженность форм становились для него новыми канонами, как, например, в работе «Женщина за туалетом» (1896).

Интересно, что многие портреты женщин были сделаны Лотреком со спины, несмотря на его повышенный интерес к человеческому лицу. Осознание своей физической неполноценности мучило художника…

«Послы: Аристид Брюан»

«В какой-то момент я все же взглянула Лотреку прямо в глаза, — вспоминала танцовщица кабаре на Монмартре Иветт Жильбер. — О, какими прекрасными, большими, теплыми и неимоверно яркими были они! Я продолжала смотреть ему в глаза, и внезапно Лотрек осознал это и снял очки. Он знал, что его глаза были неотразимы, и он предложил мне их со всей щедростью. В тот же момент я увидела маленькие карликовые кисти, прикрепленные к невероятно коротким марионеточным рукам».

Именно там, на Монмартре, среди деклассированного общества Лотрек ощущал себя в своей стихии. Он болезненно осознавал все недостатки системы, делившей людей на классы, и с симпатией относился к обитателям Монмартра. Это был мир, который спасал его от физического недуга, мир, который не судил его.

К 1893 году фокус внимания Лотрека, тем не менее, сместился от Монмартра к центральному Парижу. Изменился и его круг общения — теперь в него входили известные интеллектуалы, а также ключевые литературные и политические фигуры Парижа. К середине 1890-х гг. Лотрек оказался на вершине своей карьеры, выставляя работы в Лондоне и близко общаясь со знаменитостями типа Оскара Уайльда.

Слава привнесла в его душу хаос. Под постоянным воздействием спиртного Лотрек начал создавать работы, которые, несмотря на сложные композиции, были лишены четких очертаний.

Анри де Тулуз-Лотрек умер 9 сентября 1901 года в доме своей матери. Ему было всего 36 лет.

Анастасия Кругляшова

Нью-Йорк, для bbcrussian.com

суббота, 17 сентября 2005 г., 16:41 GMT 20:41 MCK

bbcrussian.com

***