Вологодский подшипниковый завод хочет поставлять свою продукцию «Опелю». На днях председатель совета директоров ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» (ВПЗ) Александр Эльперин сообщил о том, что его предприятие собирается заключить договор о поставках своей продукции немецкому автомобилестроительному концерну «Опель».

Впрочем, это обещание сбудется лишь в том случае, если вологодские подшипники успешно пройдут тестирование на стендах потенциального потребителя. Именно этим сегодня вплотную занимаются в Германии. Однако убедить немцев в том, что им необходим подшипник российского производства, будет не так уж легко. Эксперты полагают, что ВПЗ это не удастся.

ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» основано в 1967 г. Завод производит более 18% от всего объема выпускаемой товарной продукции подшипниковых предприятий России. Продукция завода поставляется для автомобильной, электротехнической, станкостроительной, металлургической промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов. Партнерами ВПЗ являются такие предприятия, как АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КамАЗ, «Москвич», «Ижмаш-Мото», МАЗ, ЗАЗ. Вологодские подшипники применяются практически во всех моделях автомобилей, выпускаемых этими предприятиями. Значительный объем продукции поставляется на экспорт предприятиям Daewoo, John Deere, Polaris, Eaton Corporation. У завода существуют сети торговых домов в Москве, Владивостоке, Вологде, Воронеже, Дагестанских Огнях (Республика Дагестан), Днепропетровске, Екатеринбурге, Иркутске, Красноярске, Курске, Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове, Тольятти, Усть-Лабинске (Краснодарский край), Харькове, Челябинске и Ярославле.

По прогнозам председателя совета директоров ВПЗ Александра Эльперина, предприятие после подписания контракта с Аdam Opel AG ежегодно будет поставлять 3 млн подшипников. «На сегодняшний день уже прошли испытания шариков из нержавеющей стали, которые мы будем поставлять для них, – сообщил журналистам на прошлой неделе Александр Эльперин. – Завершается работа по тестированию. Мы планируем поставлять на «Опель» три типа подшипников, объем поставок должен составить 3 млн штук в год».

Немецкие автостроители, впрочем, на сегодняшний день предпочитают сотрудничать с ведущими мировыми производителями комплектующих, среди которых нет ВПЗ. Однако последний, несмотря ни на что, уверен, что контракт будет подписан. «Сейчас «Опель» покупает подшипники для своей коробки передач европейского или американского производства, – рассказал RBC daily главный инженер, заместитель директора по перспективному развитию ВПЗ Валентин Дьяков. – Мы взялись сделать аналогичный подшипник, потому что наши технологии, условия производства, диапазон обработки вполне позволяют это осуществить. Таким образом, наш подшипник ничем, кроме цены, не отличается от оригинального. Наши цены выгодно смотрятся на фоне тех, которые выставляет шведская компания SKF – мировой лидер по производству подшипников. Если «Опель» удовлетворит наше качество, немцы сочтут целесообразной смену поставщика». По словам Валентина Дьякова, в данный момент потенциальные потребители взяли на пробу 100 штук, уже установили подшипник на свою трансмиссию и сейчас тестируют его по полной программе. Эта процедура должна занять несколько месяцев. «Мы ждем, что по результатам испытаний «Опель» закажет нам опытно-промышленную партию, – продолжил он. – Подшипники они установят на автомобили и после продажи будут отслеживать дальнейшую судьбу этих машин». Производители подшипников предполагают, что в дальнейшем последует долгосрочный контракт, заказ, к примеру, на 100 тыс. штук в месяц.

Желание российского производителя заключить договор с крупным автомобильным концерном вполне понятно, однако эксперты сомневаются в том, что это осуществимо. «Конечно же, детали российского производства намного дешевле своих европейских аналогов, – соглашается генеральный директор специализирующейся на продаже подшипников компании «Подшипник.ру» Александр Лесной. – Но несмотря на то что ВПЗ действительно крупнейший в России производитель, позвольте усомниться в целесообразности подобного сотрудничества для «Опеля». Дело в том, что российская культура производства продолжает оставаться на уровне прошлого века. Общеизвестно, что на всех российских предприятиях устаревшее оборудование. До мирового стандарта отечественная продукция не дотягивает. В автомобильной промышленности это сертификат QS 9000, наличие которого гарантирует строго определенный минимум брака в крупной партии. В России процент брака при серийном производстве намного превышает норму. Я ничуть не сомневаюсь, что в Вологде могут сделать неплохой подшипник, но, как только они запустят его в массовое производство, откроется намного больше брака, чем в пробной серии». Александр Лесной делает следующий прогноз развития событий: «Опель», конечно, купит у ВПЗ разовую партию подшипников и укомплектует ими свои коробки передач. Но как только эти машины поедут по дорогам, начнется огромный возврат по браку».

Таким образом, реализация планов по продвижению ВПЗ своей продукции на внешний рынок принесет заводу если не материальную выгоду, то информационную поддержку. Достаточно продать в Германию совсем небольшую партию, и уже можно будет писать на коробках «Поставщик «Опеля». Это поможет предприятию лучше продавать свои подшипники на внутреннем рынке, где основную конкуренцию Вологодскому заводу составляет не российская продукция, а детали шведской SKF.

Ольга Филатова, 20.09.2005

РосБизнесКонсалтинг

*