Осень 1945 года была для всей страны временем отрадных перемен. Приступили к мирному труду бывшие фронтовики. Освобождались от тяжелой мужской работы женщины. Одно за другим переходили на мирную продукцию предприятия области. Четвертый подшипниковый завод начал выпускать подшипники для нового автомобиля «Победа» Горьковского автозавода. Деревообрабатывающий комбинат № 1 приступил к производству диванов, столов, табуреток, школьных парт. Швейная фабрика «Красная звезда» после шинелей и гимнастерок начала шить гражданскую одежду высшего качества. Для этого приобрела точные лекала, утюжные колодки и прочее.

Огромным спросом населения области пользовалась продукция сызранской артели «Сталь» — лопаты, ведра, лейки, тазы, гвозди. Их выпускали в огромных количествах, но этих изделий все равно не хватало. Вопрос о выпуске товаров широкого потребления был вынесен на пленум Куйбышевского горкома ВКП(б).

Газета «Волжская коммуна» писала тогда, что острой критике была подвергнута работа местной промышленности, кооперации и предприятий бытового обслуживания, которые недодали продукции на 15 миллионов рублей. В пример ставилась работа завода Кинап, который перевыполнил задание по выпуску эмалированной посуды и быстрыми темпами готовился производству очень ходовых тогда керогазов.

К разработке образцов совсем уже диковинной продукции – унитазов – приступил открывшийся в мае 1945 года Куйбышевский фаянсовый завод, нынешний завод «Стройфарфор». Почти все рабочая Безымянка еще жила в засыпных бараках. Удобства жильцов находились во дворе в больших дощатых строениях с буквами «М» и «Ж». Но к осени 1945 года уже был готов проект застройки Кировского района двухэтажными домами со всеми удобствами. Фаянсовые унитазы и раковины требовались во все возрастающем количестве.

На улице Льва Толстого начиналось строительство стадиона «Динамо». Впервые за всю историю Самары возводилось столь грандиозное спортивное сооружение. По проекту оно включало футбольное поле с трибунами на 20 тысяч мест, баскетбольную и волейбольную площадки, теннисный корт, беговые дорожки, гостевые павильоны и прочее. Стадион строился два года и был в свое время одним из лучших на Волге.

25 сентября 1945 года открыл свой третий сезон Куйбышевский театр юного зрителя. Он представил премьеру патриотического спектакля «Сказка об Иване-царевиче, о земле родимой, о матушке любимой». Параллельно шла работа над спектаклем по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик». А для республиканского смотра детских театров готовилось еще три постановки: «Бедность не порок» А.Островского, «Умные вещи» С.Маршака и «Проделки Скапена» Мольера. Родившийся в 1942 году ТЮЗ в своем новом сезоне поставил задачу установить тесные связи со школами и ремесленными училищами области, приобщать молодежь к искусству и культуре.

Новые задачи ставили перед собой и другие отрасли народного хозяйства области. Связисты расширяли радиотрансляционную сеть, установив в квартирах горожан 2500 репродукторов собственного производства. Куйбышевские авиаторы на стареньких «кукурузниках» начали доставку газет в отдаленные районы области. Энергетики строили линии электропередач в пригородные сельские районы. До дальних пока руки не доходили, и поэтому в глубинке искали свои собственные пути электрификации. Например, работники колхоза «Марс» Шенталинсткого района реконструировали плотину на реке Черемшан и построили свою собственную электростанцию. Ее мощности хватило на освещение села, скотного двора и молотильного тока.

Но за всеми этими отрадными переменами в Куйбышевской области еще продолжалась полуголодная, малоустроенная жизнь. 37 детских домов все еще были переполнены. Только в августе 1945 года пришлось открыть 8 новых домов для детей-сирот. Местные предприятия помогали им одеждой и питанием, но денег все равно не хватало. В области насчитывалось свыше 10 тысяч инвалидов Великой Отечественной войны. Большинство из них хотело работать, но подходящих рабочих мест и учебных комбинатов было недостаточно.

На селе по-прежнему остро не хватало техники, и потому часть выращенного в области урожая осталась на корню. Например, в колхозе «Путь Ленина» Пестравского района к середине сентября план уборки зерновых был выполнен всего на 35 процентов. Хозяйство потеряло 250 центнеров зерна. Председателя Емельянова, конечно, судили, но техники от этого больше не стало. Сельское хозяйство области нужно было поднимать. Этот подъем растянулся на долгие годы, и время этого восстановления было не менее тяжелым и героическим, чем сама война. Но мы превозмогли и это.

*