Николай Карагин: "Коллективный договор ОАО »АВТОВАЗ» считают эталоном"
17 сентября на АВТОВАЗе состоялась конференция трудового коллектива по итогам исполнения коллективного договора за первое полугодие 2005 года. Накануне председатель профсоюзного комитета АСМ ОАО «»АВТОВАЗ»» Николай Карагин ответил на вопросы корреспондентов.
— Расскажите о работе профсоюзного комитета, проводимой в рамках реализации коллективного договора ОАО «АВТОВАЗ».
— В первую очередь, важен процесс подготовки коллективного договора. Мы, по сути дела, никогда не прекращаем переговоры по колдоговору, согласительная комиссия работает на постоянной основе. В конце сентября — начале октября профсоюзный комитет формирует предложения в администрацию завода, с тем, чтобы своевременно была рассмотрена необходимость финансирования тех или иных мероприятий, включения их в коллективный договор на предстоящий год. В основу закладываются пожелания, высказываемые участниками полугодовых колдоговорных конференций. Конечно, не все из наших многочисленных предложений по формированию бюджета на будущий год принимаются администрацией. Тем не менее, стараемся ежегодно вносить в договор какие-то положительные моменты. Для регулирования этих вопросов и существует переговорный процесс. Принимаемые решения исходят из сложившейся ситуации, необходимости и возможностей. Например, в 2005 году была увеличена дотация на питание работников АВТОВАЗа, средства на оздоровление работников завода выделены заблаговременно и в большем объеме. К путевкам в пансионаты и санатории добавились теплоходные круизы. Были увеличены суммы, направляемые на улучшение условий труда, субсидии на покупку жилья для работников акционерного общества. На АВТОВАЗе колдоговорные конференции проводятся по итогам каждого года и полугодия, проходит отчетная профсоюзная конференция, начиная с цехов и до общезаводского уровня. В решениях завершившегося на днях в ОАО «АВТОВАЗ» выездного пленума ЦК профсоюза АСМ эти вазовские традиции получили высокую оценку и были рекомендованы к использованию в работе других профсоюзных организаций.
— Как осуществляется взаимодействие с администрацией акционерного общества?
— Хотелось бы отметить, что в переговорном процессе у нас с администрацией АВТОВАЗа любая тема открыта для обсуждения и получения полной информации, существует доверительный диалог. Подтверждение тому — постоянно действующая согласительная комиссия. У нас оговорен порядок проведения переговоров и контроля исполнения колдоговора. В частности, на 2005 год был подготовлен такой документ с учетом имевшихся прогнозов, но ситуация на автомобильном рынке изменилась так, что пришлось даже менять режим работы завода. Но, что очень важно, договор не был изменен, все его обязательства по отношению к работникам исполнены.
— Как вы оцениваете качество коллективного договора ОАО «АВТОВАЗ» в сравнении с подобными документами других предприятиях отрасли?
— Самому давать оценку было бы не совсем корректно. По отзывам коллег, участников пленума ЦК профсоюза АСМ, наш коллективный договор является для них эталоном. Среди предприятий Самарской губернии он признан лучшим, о чем свидетельствует диплом победителя областного конкурса.
— Какие программы по социальной поддержке действуют для работников акционерного общества «АВТОВАЗ»?
— Существует солидный пакет таких программ. Могу перечислить основные. Это дотации на проезд и питание, бесплатное медицинское обслуживание рабочих и служащих силами медико-профилактической службы завода и качественный сервис в стоматологической поликлинике по низким ценам, а также значительное удешевление стоимости путевок на лечение и отдых. В заводские профилактории «Алые паруса» и «Прилесье» вазовцы выкупают путевки за сумму, составляющую примерно 15 процентов от полной стоимости, в другие санатории и пансионаты доля, оплачиваемая работниками, равна 30 процентам. АВТОВАЗ берет на себя и значительную часть финансирования летнего отдыха в загородных лагерях детей работников предприятия, средства выделяются также Фондом социального страхования и профсоюзной организацией. В этом году оздоровление детей проведено в соответствии с планом. Сейчас более десяти тысяч дошкольников из семей вазовцев посещают 48 ведомственных детских садов. Ожидаемые изменения в статусе Объединения дошкольных образовательных учреждений ОАО «АВТОВАЗ» (ОДОУ) не отразятся на семьях работников автозавода. Вазовец по-прежнему будет оплачивать не более 20% от полной стоимости содержания своего ребенка в детском саду. Реорганизация позволит заводу сэкономить немалые средства, хотя расходы останутся на уровне 300-350 миллионов рублей в год, но при этом добавится финансирование ОДОУ от города, а через город — от области.
В рамках реализации жилищной программы ОАО «АВТОВАЗ», работникам, заключившим договор на приобретение жилья, выплачиваются субсидии.
При уходе человека на пенсию по возрасту, на его счет в негосударственный пенсионный фонд АВТОВАЗа перечисляется со стороны завода существенная компенсация. Индивидуальные договора, заключенные заводчанами с НПФ, предусматривают дополнительные совместные выплаты в данный фонд со стороны предприятия и работника. Вазовцы активно пользуются возможностью покупки автомобилей по стоимости меньше рыночной, участвуют в программах «50 на 50», «30 на 70» и многих других.
— Что вы можете сказать о сотрудничестве с профсоюзными организациями других крупных предприятий, зарубежными коллегами?
— Мы самым активным образом сотрудничаем с организациями, которые входят в профсоюз автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения России. Держим связь по телефону, обмениваемся делегациями, встречаемся на пленумах и других мероприятиях, проводимых по линии ЦК. Есть нормальный диалог и с профсоюзными комитетами предприятий других отраслей. Недавно, например, к нам приезжали представители Тверского вагоностроительного завода, перенимали опыт работы по коллективному договору, жилищным вопросам. Взаимоотношения с профсоюзами других стран также можно оценить, как хорошие. В первую очередь это относится к немецкому, шведскому, финскому и турецкому профсоюзам металлистов. Нормальный контакт и диалог с профсоюзами стран СНГ — Украины, Беларуси, Молдовы, Киргизии, Азербайджана, Армении и Казахстана. Наш профсоюз является членом некоторых международных организаций. В частности, наши представители дважды участвовали в съезде Международной федерации металлистов, объединяющей в своих рядах около 200 миллионов работников металлообрабатывающих отраслей, в работе Всемирного автомобильного совета, европейского отделения предприятий группы «Дженерал Моторс», евроазиатской федерации металлистов.
*