17 сентября на АВТОВАЗе состоялась конференция трудового коллектива по итогам исполнения коллективного договора за первое полугодие 2005 года. Накануне председатель профсоюзного комитета АСМ ОАО «»АВТОВАЗ»» Николай Карагин ответил на вопросы корреспондентов.

— Расскажите о работе профсоюзного комитета, проводимой в рамках реализации коллективного договора ОАО «АВТОВАЗ».

— В первую очередь, важен процесс подготовки коллективного договора. Мы, по сути дела, никогда не прекращаем переговоры по колдоговору, согласительная комиссия работает на постоянной основе. В конце сентября — начале октября профсоюзный комитет формирует предложения в администрацию завода, с тем, чтобы своевременно была рассмотрена необходимость финансирования тех или иных мероприятий, включения их в коллективный договор на предстоящий год. В основу закладываются пожелания, высказываемые участниками полугодовых колдоговорных конференций. Конечно, не все из наших многочисленных предложений по формированию бюджета на будущий год принимаются администрацией. Тем не менее, стараемся ежегодно вносить в договор какие-то положительные моменты. Для регулирования этих вопросов и существует переговорный процесс. Принимаемые решения исходят из сложившейся ситуации, необходимости и возможностей. Например, в 2005 году была увеличена дотация на питание работников АВТОВАЗа, средства на оздоровление работников завода выделены заблаговременно и в большем объеме. К путевкам в пансионаты и санатории добавились теплоходные круизы. Были увеличены суммы, направляемые на улучшение условий труда, субсидии на покупку жилья для работников акционерного общества. На АВТОВАЗе колдоговорные конференции проводятся по итогам каждого года и полугодия, проходит отчетная профсоюзная конференция, начиная с цехов и до общезаводского уровня. В решениях завершившегося на днях в ОАО «АВТОВАЗ» выездного пленума ЦК профсоюза АСМ эти вазовские традиции получили высокую оценку и были рекомендованы к использованию в работе других профсоюзных организаций.

— Как осуществляется взаимодействие с администрацией акционерного общества?

— Хотелось бы отметить, что в переговорном процессе у нас с администрацией АВТОВАЗа любая тема открыта для обсуждения и получения полной информации, существует доверительный диалог. Подтверждение тому — постоянно действующая согласительная комиссия. У нас оговорен порядок проведения переговоров и контроля исполнения колдоговора. В частности, на 2005 год был подготовлен такой документ с учетом имевшихся прогнозов, но ситуация на автомобильном рынке изменилась так, что пришлось даже менять режим работы завода. Но, что очень важно, договор не был изменен, все его обязательства по отношению к работникам исполнены.

— Как вы оцениваете качество коллективного договора ОАО «АВТОВАЗ» в сравнении с подобными документами других предприятиях отрасли?

— Самому давать оценку было бы не совсем корректно. По отзывам коллег, участников пленума ЦК профсоюза АСМ, наш коллективный договор является для них эталоном. Среди предприятий Самарской губернии он признан лучшим, о чем свидетельствует диплом победителя областного конкурса.

— Какие программы по социальной поддержке действуют для работников акционерного общества «АВТОВАЗ»?

— Существует солидный пакет таких программ. Могу перечислить основные. Это дотации на проезд и питание, бесплатное медицинское обслуживание рабочих и служащих силами медико-профилактической службы завода и качественный сервис в стоматологической поликлинике по низким ценам, а также значительное удешевление стоимости путевок на лечение и отдых. В заводские профилактории «Алые паруса» и «Прилесье» вазовцы выкупают путевки за сумму, составляющую примерно 15 процентов от полной стоимости, в другие санатории и пансионаты доля, оплачиваемая работниками, равна 30 процентам. АВТОВАЗ берет на себя и значительную часть финансирования летнего отдыха в загородных лагерях детей работников предприятия, средства выделяются также Фондом социального страхования и профсоюзной организацией. В этом году оздоровление детей проведено в соответствии с планом. Сейчас более десяти тысяч дошкольников из семей вазовцев посещают 48 ведомственных детских садов. Ожидаемые изменения в статусе Объединения дошкольных образовательных учреждений ОАО «АВТОВАЗ» (ОДОУ) не отразятся на семьях работников автозавода. Вазовец по-прежнему будет оплачивать не более 20% от полной стоимости содержания своего ребенка в детском саду. Реорганизация позволит заводу сэкономить немалые средства, хотя расходы останутся на уровне 300-350 миллионов рублей в год, но при этом добавится финансирование ОДОУ от города, а через город — от области.

В рамках реализации жилищной программы ОАО «АВТОВАЗ», работникам, заключившим договор на приобретение жилья, выплачиваются субсидии.

При уходе человека на пенсию по возрасту, на его счет в негосударственный пенсионный фонд АВТОВАЗа перечисляется со стороны завода существенная компенсация. Индивидуальные договора, заключенные заводчанами с НПФ, предусматривают дополнительные совместные выплаты в данный фонд со стороны предприятия и работника. Вазовцы активно пользуются возможностью покупки автомобилей по стоимости меньше рыночной, участвуют в программах «50 на 50», «30 на 70» и многих других.

— Что вы можете сказать о сотрудничестве с профсоюзными организациями других крупных предприятий, зарубежными коллегами?

— Мы самым активным образом сотрудничаем с организациями, которые входят в профсоюз автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения России. Держим связь по телефону, обмениваемся делегациями, встречаемся на пленумах и других мероприятиях, проводимых по линии ЦК. Есть нормальный диалог и с профсоюзными комитетами предприятий других отраслей. Недавно, например, к нам приезжали представители Тверского вагоностроительного завода, перенимали опыт работы по коллективному договору, жилищным вопросам. Взаимоотношения с профсоюзами других стран также можно оценить, как хорошие. В первую очередь это относится к немецкому, шведскому, финскому и турецкому профсоюзам металлистов. Нормальный контакт и диалог с профсоюзами стран СНГ — Украины, Беларуси, Молдовы, Киргизии, Азербайджана, Армении и Казахстана. Наш профсоюз является членом некоторых международных организаций. В частности, наши представители дважды участвовали в съезде Международной федерации металлистов, объединяющей в своих рядах около 200 миллионов работников металлообрабатывающих отраслей, в работе Всемирного автомобильного совета, европейского отделения предприятий группы «Дженерал Моторс», евроазиатской федерации металлистов.

"АВТОВАЗ"

*