В этом году самарскому киноклубу «Ракурс» исполнилось 25 лет. В городе его хорошо знают и любят. И даже чересчур выспренные фразы из Самарской энциклопедии кажутся вполне разумными. Там можно прочитать, что за время своего существования «Ракурс» постепенно превратился «из любительского объединения в центр интеллектуально-художественой жизни интеллигенции. Деятельность клуба основана на критериях, отрицающих скидки на провинциальность…».

Действительно, за эти годы благодаря фантастической энергии основателя и бессменного президента клуба Михаила Куперберга мы имели возможность увидеть чуть ли не все лучшее, что есть в нашем и мировом кинематографе. Но я не собираюсь писать юбилейную статью и историю нашего клуба друзей кино расскажу в какой-нибудь другой раз.

Я даже не собираюсь пока подробно писать о планах нынешнего сезона. Они, как всегда, разнообразны и в чем-то неожиданны. Организаторы клуба попытаются показать самарским киноманам фильмы, получившие премии на самых известных фестивалях мира — Каннском, Венецианском, конечно, Московском. Будут отдельные программы, посвященные кинематографу Франции, Израиля, Бельгии, Канады. Девятый раз подряд пройдет в Самаре фестиваль «Синемания», где зрители смогут познакомиться с новыми российскими картинами.

Много лет подряд клуб живет в самарском Доме актера. В прошлом сезоне кроме Большого зала появился еще и Малый, он обосновался в так называемом Симоновском уголке. В этом сезоне появится у «Ракурса» младший брат: в старом центре на Ленинградской откроется арт-кафе «Бумажная луна». Организацией его занимается хорошо известный не только зрителям клуба Валерий Бондаренко. В кафе перенесут какие-нибудь отдельные «ракурсные» программы.

Но все это в будущем. А пока прошла только первая неделя сезона — и случилось чрезвычайное событие. Произошло оно в самый первый день. На самарскую премьеру картины Михаэля Ханеке «Скрытое» пришли очень много людей. Кажется, даже не всем желающем нашлось место. Наверное, многие хотели посмотреть фильм, получивший три премии на последнем Каннском фестивале. Все происходило по заранее написанному сценарию. Сначала выступили самарская музыкальная группа Freesound Fabrique, состоящая из трех музыкантов, играющих на контрабасе, бас-гитаре и компьютере. Звуки, ими издаваемые, плохо действовали на уши тех зрителей, что привыкли к более классическим звукам и чем-то отдаленно напоминали дребезжание допотопной бормашины. Потом о планах клуба рассказал его президент Михаил Куперберг. Уже начал свою вступительную речь о режиссере Ханеке Валерий Бондаренко, но тут прибежали испуганные работники Дома актера, попросили выйти всех из зала и здания, потому что был звонок, что здание заминировано.

Никто, кажется, не испугался. Все уже привыкли, что постоянно «минируют» то одно, то другое учебное заведение. Это превратилось в какую-то странную игру. Знаю даже одну такую школу, где нерадивые ученики отменяли таким образом занятия 9 раз подряд. Я своими ушами слышала разговор двух зрителей, один другому говорил о том, что точно знает, кто позвонил: этому парню то ли места не хватило, то ли денег на билет… Возможно, так и есть.

Около часа большая толпа народа кучковалась около Дома актера и лениво и равнодушно поглядывала на действия служебных собак и их хозяев, обследующих здание. Все понимали, что кто-то очень глупо пошутил, и все.

Может быть, потому, что Самара — город спокойный, благополучный и даже сонный, тревожную и резкую картину Михаэля Ханеке наша публика восприняла после всего произошедшего достаточно равнодушно. Зрители не заметили, что они похожи на главных героев фильма: симпатичных, образованных, даже интеллигентных, но ничего не видящих вокруг и легко прощающих себе далеко не самые благородные поступки.

Ольга ИДЕЛЬСОН

NovayaGazeta.Ru, 19.09.2005

NovayaGazeta.Ru

*