Никакие грядущие парламентские выборы, испортившаяся погода и временные экономические трудности не могут омрачить ежегодный пивной праздник «Октоберфест», который в 172 раз стартует в субботу в баварской столице Мюнхене. Завершится он только 3 октября.

Приуроченный к окончанию сбора урожая, праздник был впервые устроен 12 октября 1810 года по случаю свадьбы кронпринца Людвига Баварского и принцессы Терезы Саксен-Хильбургхаузенской. Бавария как раз незадолго до этого добилась статуса королевства и поэтому свадебные торжества готовились с размахом, достойным новой королевской фамилии. По высочайшему указу их следовало отмечать пять дней с парадами, иллюминациями, музыкой, фейерверками и пышным застольем.

История, увы, не сохранила для благодарных потомков имя того человека, которому пришла счастливая идея сделать этот праздник всенародным, бесплатно угощая пивом и простой закуской всех пришедших на него жителей Мюнхена и окрестностей. По замыслу этого безвестного организатора, широкое участие подданных в свадьбе будущего короля должно было обеспечить ему народные симпатии и прочный трон. Таким образом, весь Мюнхен превратился в огромную сцену для умело поставленного спектакля единения новой династии со своим народом. Постановка удалась и так понравилась, что 17 октября была продолжена королевскими скачками и гуляниями в национальных костюмах с раздачей цветов и фруктов. Все эти массовые торжества проходили на громадном лугу у мюнхенских ворот, который в честь невесты был назван Терезин луг («Theresens-Wiese» ). Так до сих пор именуется место проведения пивных праздников. Предание гласит, что победивший на скачках кавалерист национальной гвардии Франц Баумгартнер испросил королевское соизволение проводить ежегодные скачки вместе с народными гуляниями. Так появился традиционный «Октоберфест».

В небольших палатках, число которых с каждым годом увеличивалось, местные пивовары предлагали гостям праздника свои пенящиеся напитки. Первый огромный шатер был установлен на Терезином лугу хозяевами пивных по договоренности с местными производителями в 1896 году. И с тех пор мюнхенские пивоварни сохраняют монополию на разливное пиво во время «Октоберфеста». Позже местные производители колбас, хлебобулочных изделий, овощей и другой сельскохозяйственной продукции стали устанавливать на лугу свои шатры. Таким образом на празднике появилась целая улица «народных промыслов» для души и тела.

Часть луга после установки на нем в 1818 году первой карусели и двух качелей стали отводить под различные «потешные» шатры. Теперь здесь вовсю развернулась современная развлекательная индустрия.

Но главное все же — это традиционные 14 огромных палаток, где знаменитые баварские пивовары выкатывают бочонки с пивом. Правила фестиваля гласят, что «только мюнхенское пиво самых достойных и проверенных пивоварен (сейчас их шесть), соответствующее требованиям качества Мюнхенского стандарта 1487 года и Германского стандарта 1906 года, может подаваться на празднике».

За праздник полностью отвечают местные коммунальные власти. Они рассматривают ежегодно до полутора тысяч предварительных заявок от желающих принять участие в фестивале по разным категориям и отбирают среди них по строго установленным правилам обычно около 700 участников.

Чтобы представить весь масштаб этих крупнейших в мире народных празднеств достаточно познакомиться с некоторыми цифрами, любезно предоставленными РИА «Новости» в оргкомитете пивного фестиваля. Территория «Октоберфеста», прежде всего, занимает Терезин луг площадью 42 гектара, Большой луг — 31 гектар и еще Малый луг — 26 гектаров, когда здесь раз в четыре года дополнительно проводится еще и ярмарка сельхозпродукции.

В нынешнем году к участию в «Октоберфесте» допустили 1295 соискателей, в том числе 633 торговцев, 328 экспонентов и более 230 гастрономических предприятия.

Праздник будут обслуживать почти восемь тысяч человек постоянного персонала и еще четыре тысячи помощников.

Гастрономические предприятия оборудовали на лугах в общей сложности 100 тысяч сидячих мест. Крупнейший праздничный павильон принадлежит известной пивоварне «Хофброй» — 10 тысяч мест. Литровая кружка пива будет стоить от 6, 80 до 7, 25 евро.

Если учесть, что в 2004 году на празднике было выпито 6,1 миллионов кружек пива, то вполне понятна забота хозяев фестиваля о нормальном самочувствии гостей праздника — все туалеты бесплатные (их будет установлено 964 отдельных кабинок плюс 17 спецкабинок для инвалидов и 878 метров так называемых «стоячих мест»).

В прошлом году посетителей было 5,9 миллионов человек, в этом году ожидается не меньше. Гости съели 481649 штук различных колбасок, сосисок и другой жареной продукции и 55089 штук знаменитых свиных ножек.

Хозяева просят гостей не слишком «увлекаться», чтобы не забыть на «поле пивной битвы», как в прошлом году, полторы тысячи различных предметов одежды, 480 паспортов и кредиток, 400 кошельков, 400 ключей. 365 сумок, рюкзаков и пакетов, 200 очков, 190 мобильных телефонов, 65 часов и украшений, 70 фотоаппаратов и 150 зонтиков, а также еще много всякой мелочи, включая одну вставную челюсть. По данным организаторов, за потерянными вещами обратились примерно 25 % хозяев.

Свои «малые» пивные праздники устраивают и все остальные федеральные земли, но это уже — слабый отголосок по-прежнему устраиваемого с королевским размахом (история обязывает!) торжества в Баварии. Кстати, в последние годы в Москве и Санкт-Петербурге «немецкие пивные» присоединяются к баварскому празднику. Вот так угодил народу неизвестный организатор королевской свадьбы.

БЕРЛИН, 17 сен — РИА «Новости»

Ольга Семенова

РИА "Новости"

*