Вчера губернатор Самарской области Константин Титов провел совещание по вопросу создания холдинга «Двигатели НК». Оно было закрытым для прессы и по его итогам стало известно, что руководству самарского СНТК им. Кузнецова (должно стать головным предприятием «Двигателей НК» — „Ъ“) удалось передать документы по созданию объединения в канцелярию президента РФ. Однако, по прежнему нет никакой ясности в вопросе о том, какие предприятия войдут в холдинг. Заводы, которые намечались как одни из основных производственных площадок холдинга, такие как ОАО «Моторостроитель» и ОАО «Металлист-Самара», отказываются участвовать в этом проекте.

Планы по созданию холдинга «Двигатели Николая Кузнецова», который объединил бы предприятия оборонной и ракетно-космической отрасли, появились в 2003 году. Планировалось, что в нее войдет СНТК им. Кузнецова, ОАО «Моторостроитель», Самарское конструкторское бюро машиностроения, «Металлист-Самара», ОАО «Казанское моторостроительное ПО» и АО «Авиамотор» (Казань).

Создание холдинга «Двигатели НК» всячески лоббировал губернатор Самарской области Константин Титов. Он неоднократно заявлял, что объединение позволит запустить в серию новейшие авиационные двигатели серии «НК». Однако реализация этого проекта неоднократно откладывалось под разными предлогами. В частности, вся документация по этому проекту задерживалась на разных этапах в правительстве РФ. За это время от планов участия в данном объединении уже успело отказаться ОАО «Металлист-Самара», поскольку новый собственник этого завода известный самарский предприниматель Алексей Леушкин ранее заявил „Ъ“, что «пока не намерен вступать в какие-либо холдинги». Известно, что гендиректор ОАО «Моторостроитель» Игорь Шитарев также не собирается участвовать в «Двигателях НК», считая этот проект нецелесообразным. Не исключено, что «Моторостроитель» войдет в корпорацию «Российские ракетные двигатели» или же в вертикально-интегрированный холдинг «ЦСКБ-Прогресс».

Но при этом на головном предприятии холдинга — СНТК им. Кузнецова — все еще не отказались от намерения создать «Двигатели НК». Вчера в областной администрации прошло совещание по вопросу создания корпорации, которое провел губернатор Самарской области Константин Титов. На нем также присутствовал гендиректор СНТК им. Кузнецова Сергей Тресвятский. После окончания совещания господин Тресвятский пояснил „Ъ“, что руководству завода удалось передать материалы по объединению в канцелярию президента РФ, где теперь они должны быть подписаны. Высокопоставленный источник „Ъ“ на СНТК вчера пояснил, что все госпакеты предприятий будут внесены в корпорацию «Двигатели НК» директивой государства. «Контрольные пакеты «Моторостроителя» и СНТК, 26% «Металлиста» (блокирующий пакет – „Ъ“) войдут в государственный холдинг», — сообщил он. В Федеральном космическом агентстве, напротив, считают, что государство не намерено включать в корпорацию ОАО «Моторостроитель», поскольку у завода другие задачи и он в скором времени войдет в объединение разработчиков и создателей двигателей для ракетной отрасли. «А на ОАО «Металлист-Самара» появился крупный собственник, с мнением которого придется считаться – в госсобственности только 26% этого предприятия и решение о вхождении завода в любые объединения будет принято только по договоренности со всеми акционерами», — добавил собеседник „Ъ“.

Стоит отметить, что нет полной ясности и с вхождением в холдинг «Казанского моторостроительного ПО», работающего в тесной кооперации с СНТК и являющегося производителем двигателя НК-93. Еще в 2003 году государство в лице правительства Татарстана, являвшегося основным акционером КМПО, внесло госпакет 25,51% акций общества в уставный капитал ОАО «Связьинвестнефтехим» (СИНХ). 100% акций ОАО принадлежат правительству Татарстана. Отсутствие госпакета КМПО и лишает государство прямой возможности его объединения с самарскими участниками будущего холдинга. Более того, 27 июня этого года СИНХ завершил сделку по приобретению 18,077% акций КМПО, доведя свою долю в капитале до 43,954 %. Увеличение пакета акций в ОАО «КМПО» позволит СИНХу усилить воздействие на формирование новой стратегии развития предприятия, направленной на внутриреспубликанскую кооперацию с ОАО «КаМАЗ» и ОАО «Татэнерго». Известно, что в правительстве Татарстана идею объединения в «Двигатели НК» считают нецелесообразной, указывая на плохое финансовое состояние самарских заводов.

Тем не менее, по словам источника „Ъ“ в правительстве Самарской области, вероятность того, что холдинг будет создан в том виде, в котором он запланирован, пока еще есть, и «достаточно высокая». «Конечно, время упущено и многие из предприятий, которые должны были войти в корпорацию, сменили владельцев и это существенно осложнит нашу задачу. Однако с заводами, находящимися в госсобственности, будет значительно проще. У государства есть административные рычаги воздействия на их менеджмент и в любом случае последнее слово будет за президентом Путиным», — заметил он.

ИВАН АРТЕМЬЕВ; Луиза Игнатьева, Казань

СНТК дали денег на летающую лабораторию

Самарское ОАО «СНТК им. Кузнецова» получит в 2005 г. 60 млн руб. из федерального бюджета для восстановления единственной в России самолетолетающей лаборатории. Об этом сообщил вчера журналистам гендиректор СНТК Сергей Тресвятский.

По его словам, «уже подписано постановление правительства о перечислении средств на восстановительные работы этой летающей лаборатории». Таким образом, появляется возможность провести летные испытания авиационного винтовентиляторного двигателя пятого поколения НК-93. Кроме того, в планах самарских авиастроителей внедрение в серийное производство двигателей группы НК, работающих на криогенном топливе. Как заявил господин Тресвятский, на Дальнем Востоке строится предприятие по производству сжиженного топлива для авиационных двигателей. Ранее сообщалось, что Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО) изготовило опытную партию авиационного двигателя НК-93, инвестировав в его разработку около 100 млн руб. Серийное производство НК-93 планируется начать в КМПО в 2007 г. Двигатель НК-93 предназначен для самолетов Ил-96, Ту-204, Ту-214 и Ту-330. По параметрам термодинамического цикла двигатель НК-93 близок к разрабатываемым за рубежом и имеет несколько лучшую экономичность. Программа по созданию авиационного двигателя НК-93 осуществляется в КМПО с 1990 г. в рамках целевой федеральной программы развития гражданской авиации до 2010 г. Основными участниками программы являются ОАО «КМПО», ОАО «СНТК им. Кузнецова», ОАО «Металлист-Самара», ОАО «Моторостроитель» (Самара), ОАО НПП «Аэросила» (Москва). Программа финансируется из федерального бюджета и собственных средств участников проекта. Для завершения программы к 2007 г потребуется еще порядка 445 млн руб.

«КоммерсантЪ» САМАРА №174 от 16.09.2005

КоммерсантЪ

*