Из 47 тысяч зарегистрированных в России периодических изданий реально выходят в свет не более 20 тысяч. Растет число дорогих и качественных изданий в регионах. В целом, рынок СМИ в России пока еще не устоялся и поэтому очень привлекателен для иностранных компаний. Такой вывод сделали участники «круглого стола» — редакторы и издатели газет и журналов, которые обсудили реалии и прогнозы развития медиа-рынка нашей страны

«Становятся ли российские СМИ бизнесом?» — на такой вопрос искали вчера ответ представители медиарынка — редакторы и издатели. Ответ был однозначным: СМИ — бизнес, но не без национальной специфики.

Информацию к размышлению участникам «круглого стола» представила Гильдия издателей периодической печати, озвучил ее президент организации Леонид Макарон. По данным гильдии, на сегодняшний день в России зарегистрировано более 47 тысяч периодических печатных изданий (из них 26 тысяч газет и 16 тысяч журналов), что гораздо больше, чем пять лет назад.

Однако реально, по оценкам экспертов, издаются не более 20 тысяч СМИ. Суммарный годовой тираж российских газет в прошлом году — 8,5 миллиарда экземпляров. Стоимость всех реализованных периодических изданий — 1,9 миллиарда долларов (1 миллиард дала розничная продажа). Объем рекламы в прессе приблизился к 1,25 миллиарда долларов, а инвестиции в печатные СМИ дошли до одного миллиарда долларов. В целом наш печатный рынок Леонид Макарон оценил как молодой, неустоявшийся, растущий и оттого очень привлекательный для иностранных компаний.

Впрочем, тут же Леонид Макарон заявил, что российский рынок печатных изданий мог бы быть «пообъемнее». По крайней мере его параметры несопоставимы сейчас с объемами отечественного пивного рынка.

Хотя в тех же США рынок периодики оценивается в 190 миллиардов долларов. Да и в относительных цифрах все не так радужно: после простых арифметических подсчетов выясняется, что каждый россиянин тратит на подписку примерно 100 рублей, а отдельно взятое издание существует на несколько десятков тысяч долларов в год, что не подтверждается примерами из жизни.

Среди положительных тенденций — увеличение числа качественных и дорогих региональных печатных изданий. В ближайшем будущем Леонид Макарон видит начало конкуренции между печатными холдингами, повышение их капитализации, поглощение конкурентов и как результат — увеличение инвестиций, направляемых на развитие бизнеса.

— Апокалиптических картин не будет. Изобретение телевидения не уничтожило радио, — оптимистично закончил выступление президент Гильдии издателей.

Бывший главный редактор «Известий» Раф Шакиров статистику признал интересной, но сдержанного оптимизма не разделил и завел разговор о системных проблемах рынка.

— Основа рынка — это наличие независимых игроков и конкуренция между ними. У нас же государство полностью контролирует четыре центральных канала, что никак не способствует конкуренции между ними.

Монополизация есть даже на региональном уровне — непопулярная, «портящая» рынок, нерентабельная, но исправно финансируемая из облбюджета прогубернаторская газета, — типичное российское явление. Также член совета директоров ЗАО «Проф-Медиа-Пресс» Раф Шакиров напомнил о «черном» и «сером» рекламных рынках, объем которых сопоставим с озвученным предыдущим оратором «белым» миллиардом долларов.

«Российская газета» №3874, 15.09.05

*