Всего более 300 картин, рисунков, фотографий привезено из музея художника в Питтсбурге.

Выставка производит мощнейшее впечатление. Во-первых, конечно, благодаря своему масштабу: Уорхола вроде знают все, и кое-что даже видели (несколько лет назад небольшую выставку привозили в Пушкинский музей), но такого количества собранных вместе произведений в России никогда прежде не было. Праздник устроили американский благотворительный фонд Alcoa, один из главных пропагандистов Уорхола в мире (после Москвы выставку покажут в Петербурге, а потом в Самаре) и Музей Уорхола в Питтсбурге, на родине художника.

Во-вторых, выставка поражает отбором работ. На ней, естественно, есть знаменитые и хрестоматийные Мерилин Монро, Мао, Ленин, Элвис Пресли, Мик Джаггер, несколько автопортретов и др. Но есть и неизвестные нашей публике работы, большинство из которых впервые выехало за пределы США. Особенно интересны рисунки, радующие своим качеством. Претензии к Уорхолу (и в его лице ко всем современным художникам), что он, дескать, и рисовать-то не умел, отпадают автоматически. Умел! По этим рисункам видно, что Уорхол к тому же любил историю искусства, иначе как объяснить, что некоторые из них сделаны в совершенной манере Пикассо, а другие напоминают Матисса. Это, в свою очередь, лишний раз подтверждает, что всякий радикализм, всякая инновация рождается из истории.

Рисунки важны и еще по одной причине. Уорхол, как и весь поп-арт, специализировался на изображениях медийных персонажей. Отсюда его интерес к Монро или Пресли. А на рисунках вдруг — «Неизвестный». Звучит как откровение: Уорхол рисовал неизвестных!

Выставка состоит из трех разделов. Первый — биографический: множество фотографий рассказывают не только о творчестве художника, но и о его жизни и о жизни вокруг него. Здесь и знаменитая «Серебряная фабрика», и журнал «Интервью», и светская тусовка (очень симпатичная юная Мадонна). Второй раздел — портреты: те самые Монро, Мао и Пресли, которые и сделали Уорхола популярными. Третий раздел посвящен натюрмортам. Под этой рубрикой идут знаменитые «Супы Кэмпбелл», телефоны и, конечно, гигантские цветы. Уорхол делал несколько вариантов своих картин. Некоторые из «Цветов» являются сегодня хитами арт-рынка.

Все вместе — громадная ретроспектива, неожиданно представляющая Уорхола как очень витального, жизнелюбивого человека, который буквально следовал заветам Бодлера и был «художником современной жизни». Отсюда, из Бодлера, и подзаголовок выставки.

Уорхол — как самый знаменитый, брендовый художник XX века — имел огромное число последователей. В том числе и в России. Параллельно с привозной выставкой Уорхола Третьяковка открывает и свою, столь же огромную, экспозицию «Русский поп-арт», о которой читайте в следующих номерах «Известий».

Николай Молок

Известия

*