Юбилей мисс Марпл
Сыщик-самоучка мисс Марпл 75 лет назад вышла из-под пера Агаты Кристи и появилась на прилавках книжных магазинов. В связи с этим в Британии объявлена неделя творчества знаменитой писательницы, в рамках которой будет проведен ряд семинаров и дискуссий, а также запущены в производство новые телевизионные и театральные постановки.
Казалось бы, автор с тиражами, уступающими только Библии, не нуждается в подобной рекламе. Однако на родине писательницы до сих пор не утихают споры о степени ее литературного таланта и значимости ее книг. Ряд местных критиков обвиняет Кристи в однообразности, а ее персонажей в ходульности.
В итоге творчество писательницы даже не включено в британскую учебную программу, в отличие от, скажем, Соединенных Штатов.
В окружающем Британию мире публика предпочитает не придираться к мелочам и высоко ценит творчество Кристи. В числе ее почитателей, к примеру, Ролан Барт и Умберто Эко. Продажи ее книг во Франции в три раза выше, чем на родине.
Британцы не впечатлены?
Однако Неделя творчества Кристи в Британии, как утверждает владелец прав на ее книги компания Chorion, объявлена не в погоне за новыми тиражами, а в попытке воздать ей должное и оживить интерес британцев к знаменитой соотечественнице.
«То, как она строит свои книги — оставляя многое воображению, но при этом сплетая загадку, заставляя размышлять, — по-прежнему интересно читателям самого разного возраста», — говорит представитель Chorion Тамсин Харвард.
«Мы не утверждаем, что Агата Кристи равноценна Шекспиру, но ее книги — хороший материал для внеклассного или летнего чтения, — добавляет она. — Она — автор, достойный признания в своей стране».
Однако при всех достоинствах Кристи изучать ее в школе все-таки не стоит — таково мнение детективного писателя Роберта Барнарда.
«В последнее время мы стремимся избегать текстов XIX и начала XX века в программе. Кристи хорошо читается. Прочитайте ее в 13 лет, но потом забудьте и вместо этого возьмитесь за «Большие надежды» Диккенса. Кристи не столь сильна с точки зрения языка или психологических тонкостей», — говорит он.
Барнард считает, что при этом отсутствие каких-то сложностей позволяет читателю доверять текстам Агаты Кристи почти как настоящим криминальным отчетам в газете. А «замечательная простота» персонажей помогает чувствовать их читателям в самых разных странах.
*