Андрей Фурсенко подставил другую щеку. Напавшая на него активистка НБП отделалась легким испугом
Вчера во время пресс-конференции министров образования и науки России и Германии Андрея Фурсенко и Эдельгард Бульман, глава российского ведомства подвергся неожиданному нападению юной активистки Национал-большевистской партии (НБП). Встретив министра у выхода из конференц-зала Минобрнауки, она дала ему пощечину, выкрикнув, что наказывает министра «за нашизм». До международного скандала дело не дошло – господин Фурсенко, минуту пообщавшись с девушкой, отпустил ее.
Пресс-конференция министров двух стран около часа не выходила за рамки формальностей. Господин Фурсенко и госпожа Бульман по очереди рассказывали, что за время нынешнего визита немецкого министра в Москву коллеги договорились о ряде совместных проектов – в области энергетики, физики и лазерных установок.
По окончании пресс-конференции министры обсуждали с журналистами, как они справляются с критикой реформ в своих странах. «Я не терплю критики»,– шутил российский министр, улыбаясь репортерам. В этот момент послышался хлопок, и журналисты увидели юную девушку, отпустившую министру Фурсенко пощечину со словами: «За «нашизм»!» По-отечески взяв барышню за локоть (за другой локоть ее уже держала пресс-секретарь министра Ирина Ган) и задвинув в угол зала, господин Фурсенко спросил, что именно та хотела сказать. Девушка, заблокированная в углу, проговорила лишь, что это ее «гражданская позиция». «Кажется, тебя кто-то одурманил,– предположила госпожа Ган.– Ты ведь хочешь быть успешной, жить в свободной стране?» «Ну, кажется, разобрались,– поспешил замять инцидент министр.– Иди, деточка». Девушка ушла, так и не задержанная охраной. Госпожа Бульман, дипломатично не прервавшая интервью, не стала комментировать увиденное. Господин Фурсенко обернулся к журналистам со словами: «Вот вам и отношение к критике!»
Нынешняя акция – не первый молодежный демарш, пережитый Андреем Фурсенко. Во время встречи со студентами в Красноярске 15 марта этого года министра закидали яйцами активисты радикального движения АКМ (см. Ъ от 16 марта). Нынешнюю же пощечину, как рассказали Ъ в пресс-службе НБП, Андрей Фурсенко получил от двадцатилетней лимоновки Александры Сафроновой. Попасть на конференцию, по информации Ъ, ей удалось, аккредитовавшись в качестве корреспондента студенческой газеты «Абитуриент», сотрудником которой, по признанию лимоновцев, она не является. «Александра Сафронова – студентка 3-го курса истфака МГУ, так что она знает, как обстоят дела в образовании»,– объяснил смысл акции пресс-секретарь НБП Александр Аверин.
Очевидно между тем, что пощечину от нацболки господин Фурсенко получил вовсе не за реформы. В апреле нынешнего года он участвовал в учредительном съезде пропрезидентского молодежного движения «Наши», разделив президиум с губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным и тележурналистом Владимиром Соловьевым. Давняя словесная конфронтация «наших» с лимоновцами (участники движений не раз называли друг друга фашистами) вылилась недавно в криминальный инцидент. В конце августа несколько десятков молодых людей в майках «наших» избили лимоновцев бейсбольными битами, впрочем, сразу после задержания были неожиданно отпущены милицией (см. Ъ от 31 августа). «Вместо того чтобы исполнять свои профессиональные обязанности, министр Фурсенко крышует «наших»,– объяснил позицию активистки НБП пресс-секретарь лимоновцев Александр Аверин.– То есть сам участвует в фашистской группировке». Впрочем, в НБП признают, что реакция Андрея Фурсенко на инцидент оказалась «весьма европейской»: «Девушку никто не схватил и не задержал». Ответственность за акцию протеста в НБП предпочли на себя не брать – видимо, сочли неудачной. «Александра – новичок в НБП и действовала несанкционированно, по собственной инициативе»,– заверил Ъ Александр Аверин.
ЮЛИЯ ТАРАТУТА
«Коммерсантъ» № 171(№ 3255) от 13.09.2005
*