Япония встречает весну "Празником голых"
Абстрактное словосочетание «борец за счастье» утрачивает избыточную помпезность и обретает буквальный смысл на уходящем корнями в средневековье «Хадака мацури» /»Празднике голых»/, который ежегодно проводится в преддверии наступления весны в буддийском храме Сайдайдзи Канноин в городе Окаяма на западе главного японского острова Хонсю.
Гигантские толпы мужчин ведут в холодную февральскую полночь жаркую битву друг с другом не только голыми руками, но и вообще практически голышом за гарантирующие счастье на год вперед невзрачные деревянные палочки, рискуя пойти по ложному следу и проливая пот, а подчас слезы и даже перенасыщенную адреналином кровь.
История умалчивает о том, сколько их было, охотников за счастьем, в далеком 1510 году, когда «Праздник голых» был проведен впервые. Схожие битвы устраиваются сейчас, кстати, и в двух других районах Японии, но в Окаяме, где число только соискателей достигает 10 тысяч, не говоря уже о многочисленных зрителях, уверенно заявляют, что такого, как у них, нет больше нигде.
Участником действа может стать практически каждый. Главное – быть мужчиной во всех смыслах этого слова. Гражданство, вероисповедание, цвет кожи, весовая категория значения не имеют. Для детей, тоже исключительно мужского пола, устраивают отдельные состязания. Женщинам отводится почетная функция – бить в барабаны ну и, разумеется, сопереживать, а в случае чего и перевязывать раны. Говорят, бывали задавленные насмерть. Служители храма предпочитают этот вопрос не акцентировать.
Форма одежды – боевая. Мужские честь и достоинство туго затягиваются набедренной повязкой фундоси 8-метровой длины и примерно 30-сантиметровой ширины. Без помощи двух-трех человек самому в такой наряд грамотно и надежно не облачиться.
Любознательные японские провинциалы могут аккуратно, но сильно похлопать иностранца-энтузиаста по тому, что запрятано внутри, выдавая доброжелательный вердикт, который в приблизительном переводе звучит как «Хороший мужик». Повязки держатся как приклеенные в самой ужасающей давке, а вот носки таби, которые довершают одеяние борца за счастье, быстро превращаются в грязные ошметки.
За несколько часов до полуночи начинается прелюдия в виде обряда очищения водой (заодно помогающей смягчать последующее трение тысяч тел друг о друга), групповых пробежек практически голых мужиков с боевым кличем «Вассёй» по храмовому двору и обязательных поклонений двум божествам. А ровно в полночь – туши свет. Он действительно гаснет, и в кромешной темноте главный служитель храма бросает в гигантскую толпу две палочки синги 20-сантиметровой длины и 4 см в диаметре, которые, как считается, и заключают в себе заветное счастье. Для пущего азарта подбрасываются и несколько фальшивок, похожих по форме, но лишенных магического содержания.
Японская вежливость? Только не здесь и не сейчас. Вытирая кровь, капавшую из разбитой губы, мой приятель Ларс Николайсен, заведующий бюро германского агентства ДПА, который решил для большей достоверности последующего репортажа поучаствовать лично, потом поведал, что приметил было палочку и даже дотронулся до нее, но тут же получил чудовищный удар локтем в лицо. Он убежден, что это было сделано намеренно, хотя и претензий не имеет.
На войне как на войне. Клубы испаряющегося пота над полем битвы поднимаются такие, что фотографам, снимающим с безопасного расстояния, приходится после каждого нажатия кнопки судорожно протирать объектив. Кто-то безуспешно норовит прошмыгнуть между ногами соперников, кого-то хватают за фундоси, кого-то сбивают с ног, вызывая эффект падающего домино, но кажется, на сей раз обошлось без крупного членовредительства, хотя тезис о том, что «шрамы украшают мужчину», здесь явно в почете.
Конец подкрадывается незаметно. Обладатели палочек счастливы безмерно, принимают поздравления и в компании спонсоров, выделивших на праздник порядка 50 тысяч долларов, пьют сакэ, обещая провести за этим занятием остаток ночи. Остальным предстоит считать раны и товарищей, работать над тактическими ошибками и ждать следующего года, когда по теории вероятности их шансы на обретение счастья должны возрасти.
*