(МН). Начало недели ознаменовалось выступлением президента, которое некоторые комментаторы тут же нарекли новым курсом Путина. На самом деле выступление президента с обширными социальными обещаниями лишь подчеркивает, что собственно политики в социально-экономической сфере больше не существует.

Нет, сам перечень мер, обеспечивающий быстрый рост доходов тружеников здравоохранения, научных работников и других нужных стране людей, не вызывает ничего, кроме радости за этих людей да еще, пожалуй, вздоха: почему этого пришлось так долго ждать? Проблема, однако, в том, что всё это преподнесено как программа действий до конца нынешнего президентства, то есть до 2008 года. Но если так, то и оценивать ее надо как стратегическую программу. И прежде всего вспомнить социально-экономическую стратегию, под флагом которой президентство Путина начиналось.

Ведь сам Владимир Владимирович, еще будучи премьером, как раз и распорядился разработать стратегию на ближайшие годы. Потом были месяцы работы в Александер-хаусе команды под руководством мало кому тогда известных Грефа и Кудрина, потом — прохождение стратегии через правительственные инстанции и превращение ее в государственный документ. За минувшие годы немало сделано для реализации этой стратегии, но никто не может утверждать, что всё намеченное выполнено.

В стратегии фигурировала налоговая реформа. Некоторое снижение налогов произошло, но в целом налоговая нагрузка на товаропроизводителя осталась одной из самых высоких в Европе, а перспективы продолжения налоговой реформы загадочным образом растаяли в тумане именно тогда, когда государство стало сказочно богато.

Там особое место занимала судебная реформа, затеянная по личной инициативе президента. Вряд ли кого-либо надо убеждать, что суды ныне не менее зависимы от государства, чем несколько лет назад, — они более зависимы.

Там была предусмотрена военная реформа, стержнем и главным индикатором которой считался переход к профессиональной армии. Сейчас о сроках реализации этой задачи не говорят и саму необходимость отказа от призыва многие генералы ставят под сомнение.

Реформа ЖКХ была одним из ключевых пунктов всей программы, но те, кому положено ее реализовать, даже не дали себе труда подумать, что это такое. Всё свелось к повышению тарифов, которое как раз в будущем году вступает в опаснейшую стадию: объявлена стопроцентная оплата услуг ЖКХ, которая явно непосильна населению. Как видно по примеру монетизации льгот, неизбежное недовольство населения государство рассчитывает погасить щедрыми доплатами за счет немереных денег из казны. Но реформа-то здесь при чем?

Бесхозяйственность и расточительство в жилищном секторе от таких затей не уменьшатся ни на копейку.

Вот про всё это в «новом курсе» нет ни слова. Все нужные и справедливые меры против бедности будут осуществляться за счет свалившихся на нашу казну нефтяных денег, а не за счет повышения эффективности экономики путем реформ. Получается, что программа «Путин-2008» содержит не только хорошую новость для многих сограждан, но и плохую новость для страны.

Отто Лацис

№35 за 2005 год (09.09.2005)

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"

*