(Трибуна). Социологи обычно представляют жизнь замкнутых молодежных группировок со стороны. А вот студент социологического факультета Самарского государственного университета Андрей Копылов (фамилия по понятным причинам изменена) взялся анализировать «крайние» субкультуры другим путем.

Его монография носит название «Изучение субкультуры гопников методом включенного наблюдения». Что такое «включенное наблюдение»? Прикинувшись выходцем из глухой деревни, Андрей с помощью знакомого «проводника» внедрился в общину гопников (быков) и провел в ней несколько недель.

— К тому времени о гопниках я знал совсем немного: агрессивные подростки от 13 до 18 лет. Занимаются грабежами, разбоями, драками, поджогами. Носят грязные рваные джинсы, вытянутые толстовки, кожаные куртки и черные вязаные шапочки на затылке. Ну еще крайне опасны в малолюдных и темных местах.

— Нелегко, думаю, пришлось вживаться в уличную жизнь? А в принципе нормальный человек может склониться к такому образу жизни?

— Никогда! Попробуйте хотя бы повторить любимую фразу «быков»: «Ты, че, не здравый, чиста, пацан, что ли? Все здравые пацаны так делают. А ты че, лох, чиста, в натуре?»

— Трудно, но в принципе можно. Только не понятно: о чем это?

— Это квинтэссенция дегенеративной гоповской марали, основанной преимущественно на понятиях зэковской зоны. Не поверите, но появились гопы еще во времена сталинских лагерей. Очень уважают «воров в законе» и отмотавших тюремный срок. Наивысшей степенью уважения является слово «пацан».

Свою неадекватную манеру поведения, заключающуюся в необъяснимой агрессивности, и зэковские «понятия» гопники усиленно навязывают гражданскому населению. Любимое занятие —” учить жизни непохожих на них внешностью и манерами людей, подстраивать под свой дебильный, «бычий» образ жизни. Отсюда и «не здравый, чиста, пацан, что ли?»

— А чем вы занимались, попав в это сообщество?

— Расписание дня у гопников примерно такое. Встают в два-три часа дня. Без всяких определенных планов собираются в стаю и идут искать приключения. Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег на «еду» — алкоголь и сигареты. Настоящие «разводы» устраивают по ночам. К утру расходятся отсыпаться по домам или устраиваются где попало. А завтра все сначала.

Такой жизненный стиль и стадный образ существования определяют групповую сплоченность, позволяют чувствовать себя «крутыми», самоутвержденными авторитетами, гордиться своей свободой.

— Специфическая гордость люмпена? Вот уж странность.

— А вы как-нибудь приглядитесь к их манере держаться. Если успеете, конечно. Выражение лица «без хотя бы одной извилины». Отстраненный, немного удивленный, но при этом властный характер. Сгорбленная осанка, постоянная жевательная рефлексия. Все кругом —” «лохи».

Но группе непременно требуется поддержка сильного, опытного, знающего вожака. Если еще до начала драки вычислить вожака и выбить его из строя, банда придет в замешательство и вряд ли решится продолжить. Таковы законы уличных джунглей.

— А как же грабежи, разбои?

— Однажды наша группа решила пойти на «дело». Когда приехали на место, «делом» оказался грабеж квартиры. Что мне оставалось? Бежать в милицию? Но я ведь исследователь. Еле-еле отмазался от участия, сославшись на занятость в другом «деле». А вообще они охотятся за слабыми. Как-то намеривались избить и ограбить старика-ветерана. На сильных или равных смелости не хватает.

— А каков социальный портрет «быков»? Откуда они берутся?

— Большинство живут в промышленных районах, из семей малоквалифицированных рабочих с низким образованием. А также из неполных и неблагополучных семей.

Иногда встречаются так называемые «оборотни» —” дети родителей-интеллигентов с невысоким материальным достатком. Дома они —” «домашние», а на улице —” типичные гопники. Есть в таких группировках и девушки —” «черные лисы», «нейтралочки», «золотые». Но эти «золотые» пьют, дерутся, грабят и курят анашу не хуже парней. Однако, как мне удалось выяснить, среди девушек нет принявших ценностные ориентации субкультуры гопников.

— Каковы перспективы этого «движения»? Гопников становится больше?

— Нет. Их численность постоянно сокращается. Наркотики, табак, чрезмерное потребление алкоголя, венерические болезни, поножовщина… Гопники потихоньку сходят с разноликой сцены молодежной субкультуры. Но свято место пусто не бывает. Придут другие. Может, еще страшнее.

— Вашу монографию высоко оценили ученые Самарского и Саратовского университетов. Наверное, это очень лестно в вашем возрасте. Продолжите метод «включенного наблюдения»?

— Подумаю. Это очень грязная работа. Уйдя из группы, я по-новому увидел свою жизнь. А это, поверьте, нелегко…

Беседовал Владимир УЛЬЯНОВ (Соб. корр. «Трибуны») САМАРА

08 СЕНТЯБРЯ, 2005 ГОДА

«Трибуна»

***