Ассоциация «Версиво» открыла в Самаре производство керамогранитной плитки мощностью 2 млн кв. м в год. К концу 2005 г. производительность нового завода может вырасти до 5 млн кв. м. Осенью 2003 г. аналогичное производство уже открыло «Самарское объединение керамики».

Участники рынка полагают, что наращивание производства керамогранита в России приведет к снижению цен на рынке и к вытеснению импорта.

В ассоциацию «Версиво» входят предприятия по производству и продаже стройматериалов и мебели, в том числе «Самарский стройфарфор», «Самарский ламинат», «Мировые интерьерные системы», «Салон мебели «Версиво», а также управляющая компания «Версиво». Оборот и имена собственников предприятий ассоциации не раскрываются.

Керамогранитную плитку в России выпускают компания «Эстима» (3,5 млн кв. м) , «Самарское объединение керамики» (2 млн кв. м) , «Пиастрелла» (700 000 кв. м). Крупнейшим игроком рынка участники называют торговый дом «Керамин», продающий белорусскую керамогранитную плитку (около 4 млн кв. м).

Пресс-секретарь ассоциации «Версиво» Ирина Шаповалова сообщила, что проектная мощность первой линии составляет около 2 млн кв. м плитки, а к концу 2005 г. «Версиво» планирует открыть вторую линию, что позволит увеличить объем производства до 5 млн кв. м в год. Сейчас предприятие уже выпустило 18 000 кв. м плитки.

По словам Шаповаловой, оборудование итальянской компании Sacmi было закуплено на заем в размере $12 млн, а старый корпус завода «Самарский стройфарфор», принадлежащий ассоциации «Версиво», был реконструирован на собственные средства. По словам Шаповаловой, срок окупаемости проекта — около трех лет. По оценке руководителя одной из конкурирующих компаний, общая сумма инвестиций в проект, включая реконструкцию корпуса, составила не менее $20 млн.

Новый завод будет покупать глину на Украине, красители поставит испанская компания Ferro. Плитка будет распространяться под торговой маркой GRASARO ( «ГРАнит-САмара-РОссия») через дилерскую сеть «Самарского стройфарфора» в России, а также на Украине, в Казахстане и других государствах СНГ. По словам Шаповаловой, сейчас цветовая гамма насчитывает пять цветов, позже будет освоено еще три.

Отпускная цена плитки для дилеров составляет 245 руб. за 1 кв. м, сообщила Шаповалова. «В то время как средняя рыночная цена отечественной плитки — $10 — 13 [около 290 — 380 руб. ]», — говорит пресс-секретарь.

Андрей Брынин, коммерческий директор «Самарского объединения керамики» (расположено по соседству с новым заводом «Версиво») , отпускная цена плитки его предприятия составляет 260 руб. за 1 кв. м, а рыночная цена керамогранитной плитки колеблется от 290 до 320 руб. «Если сравнительно низкая отпускная цена позволит дилерам «Версиво» снизить и розничную цену, это может привести к небольшому снижению цен на рынке в целом», — считает Брынин.

По данным «Версиво», российский рынок керамогранитной плитки сейчас заполнен на 30%. Конкуренты «Версиво» считают, что исходя из нынешних объемов продаж российские производители уже заполнили рынок своей продукцией более чем на 60 — 70%. По словам Брынина, сейчас объем производства российских компаний, включая продукцию ТД «Керамин», составляет больше 10 млн кв. м. По его оценке, объем потребления керамогранитной плитки в России составляет около 15 млн кв. м в год. «Нельзя также забывать о постоянном росте потребления», — отмечает он. Карен Огаджанов, гендиректор компании «Эстима», считает, что сегодняшний объем потребления может варьироваться от 10 до 20 млн кв. м. «Прирост спроса составляет около 20% ежегодно», — говорит он.

«С учетом заявленных планов российских производителей через год-два объем производства может превысить объем потребления, — полагает Брынин, — и тогда производителям придется снижать цены». «Мы планируем выйти на рынок, в частности, за счет замещения импорта», — говорит Шаповалова. Огаджанов считает, что сейчас на рынке уже меньше 50% импортной плитки.

ПРОИЗВОДСТВО ОБГОНЯЕТ СПРОС: О планах расширения выпуска керамогранитной плитки заявили сразу несколько российских производителей. Самарское объединение керамики к концу 2004 г. планирует увеличить объем производства с 2 млн до 4 млн кв. м. Гендиректор компании «Эстима» Карен Огаджанов рассказал о планах открытия нового завода мощностью 4,5 млн кв. м в 2005 г. Завод «Керамин» в Минске увеличит объемы производства, что позволит продавать на российском рынке еще около 4 млн кв. м. Итальянская компания Marazzi сейчас строит завод в подмосковном Ступине мощностью 4,5 млн кв. м. Если все заявленные планы российских производителей будут реализованы, объем производства отечественного керамогранита увеличится с 10 млн до 25 — 28 млн кв. м в год.

Глеб Столяров

Ведомости — Поволжье

26 февраля 2004

Ведомости

*