В этом году спаму исполнилось 11 лет – в марте 1994 года американская юридическая контора Canter and Siegel организовала первую массовую рассылку с рекламой своих услуг на дискуссионном форуме USENET. С тех пор спам стал едва ли не главной проблемой интернета. В прошлом году несанкционированные рассылки составляли около 80% электронной корреспонденции в России. При этом атаками на пользователей интернета спамеры ограничиваться не намерены – от несанкционированных рассылок теперь страдают и абоненты сотовых сетей.

Нефильтрованная реклама

Эксперты в области информационной безопасности утверждают, что подсчитать объемы SMS-спама, распространившегося в сотовых сетях по всему миру, практически невозможно. Однако даже статистика по отдельным регионам мира дает представление о масштабах проблемы. Например, в США, по данным американской компании Wireless Services, 43% SMS-сообщений, передающихся по американским сотовым сетям,– несанкционированная рекламная рассылка. По итогам 2004 года в Великобритании спамом были 18% SMS-сообщений. Жители Великобритании получают как минимум одно спам-сообщение в день. Для сравнения: в 2002 году каждый британский абонент получал всего 65 рекламных SMS в год. Однако больше всего от мобильного спама страдают абоненты в Азии. По некоторым данным, последние два года на Филиппинах, в Сингапуре, Китае и Японии до 80% SMS генерируют спамеры. Причины распространения мобильного спама очевидны – в мире гораздо больше людей пользуются мобильной связью, чем интернетом. При этом интернет-пользователи удаляют спам не читая, а SMS читают все.

Ассортимент товаров и услуг, который рекламируют SMS-спамеры, достаточно велик – это и лекарства, и бытовая электроника, и услуги для взрослых. В последнее время широкое распространение за границей, особенно в странах Азии, получила система отправки на мобильные телефоны сообщений о скидках для абонентов в магазинах.

Россию мобильный спам пока почти не затронул – операторы сотовой связи уверяют, что случаи несанкционированной рекламной рассылки через их сети единичны. По словам директора по связям с общественностью компании «Мобильные телесистемы» Павла Нефедова, «объем SMS-спама в общем потоке сообщений ничтожен, его даже невозможно выразить в процентах». Такого же мнения придерживается и советник генерального директора ЗАО «Соник Дуо» («МегаФон» в Московском регионе) Роман Проколов. По его словам, случаи спам-рассылок абонентам «МегаФона» единичны. «Мобильный спам касается операторов, чьи базы данных находятся в открытом доступе или были сворованы»,– заявил Ъ господин Проколов, отметив, что с базой «МегаФона» таких случаев не было. По его словам, еще пару лет назад коммерческие фирмы неоднократно обращались к «МегаФону» с просьбой о SMS-рассылках, но «неизменно получали отказ», и теперь таких предложений практически не поступает.

SMS вне закона

SMS-спам становится серьезной проблемой не только для абонентов сотовой связи, но и для операторов – спамеры снижают лояльность их абонентов. Исследование, проведенное в декабре 2004 – феврале 2005 года университетом Санкт-Галлена (Швейцария), американским оператором Intrado и Международным телекоммуникационным союзом (ITU) в Германии, Швейцарии, Австрии, Канаде, США, Сингапуре, Китае и Саудовской Аравии, показало, что 83% респондентов, когда-либо получавших на свой телефон непрошеные рекламные предложения, возлагают вину за это на своего мобильного оператора и предпочли бы сменить его, а не просто изменить номер внутри сети.

В странах, где спам-индустрия более развита, со спамерами борются, используя меры технологической защиты. Крупнейший японский оператор сотовой связи NTT DoCoMo, например, позволяет абонентам получать сообщения лишь от адресатов, номера которых указаны в послании. Если источник сообщения не указан, компания блокирует отправку послания. Блокироваться могут также слишком длинные сообщения. Кроме того, в Японии крупнейшие операторы мобильной связи договорились о создании черного списка юридических и физических лиц, которым запрещена отправка SMS. В Южной Корее в этом году вступили в силу правила, согласно которым отправители несанкционированной рекламы могут быть оштрафованы примерно на $30 тыс. Воюют с мобильными спамерами и в Европе. Например, в марте этого года суд обязал немецкого оператора мобильной связи Debitel к штрафу в ?269 тыс. за спам-рассылку 12 тыс. рекламных сообщений.

В России к борьбе со спамерами уже подключились правоохранительные органы. Впервые российский мобильный спамер был осужден в июне 2004 года: Тракторозаводский районный суд города Челябинска приговорил студента Дмитрия Андросова к году лишения свободы условно и штрафу в 3 тыс. руб. по статье 273 УК РФ, предусматривающей наказание за создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Господин Андросов был признан виновным в том, что в мае 2003 года разослал абонентам челябинской сети «МегаФон» 15 тыс. нецензурных посланий.

Рассылки в законе

Известны два способа рассылки мобильного спама. Самый простой – это рассылка SMS с мобильного телефона, подключенного к компьютеру. Однако в таких случаях спамера легко вычислить по номеру. К тому же такой способ невыгоден – ведь за отправку каждого сообщения приходится платить. Второй, наиболее распространенный способ – рассылка SMS с сайта оператора мобильной связи. Такая услуга существует практически в каждой компании. Правда, число SMS-сообщений с одного компьютера ограничено в среднем десятью в сутки. Но спамеры, сотрудничающие с хакерами, обходят эти ограничения, взламывая сайты операторов.

Есть и третья разновидность рекламных рассылок – их осуществляют сами операторы мобильной связи. Информация о новых тарифах, сервисах и рекламных акциях постоянно поступает на телефоны абонентов. «Чем, собственно, сами операторы лучше спамеров?» – возмущаются владельцы сотовых телефонов.

Впрочем, в российских компаниях мобильной связи утверждают, что их рассылки спамом не являются. «В отличие от спама от информационной рассылки можно отказаться,– заявил Ъ Павел Нефедов из МТС.– Все, что для этого нужно, либо зайти на сайт оператора и отключить опцию на получение информационных рассылок, либо позвонить в абонентскую службу». Господин Нефедов также отметил, что рассылки с предложением новых услуг от оператора, как правило, поступают тем абонентам, которые пользовались этими услугами ранее, демонстрируя свою заинтересованность в сервисе. В будущем, считает господин Нефедов, согласие или отказ от информуслуг сможет стать выборочным: «Адресность рассылок – ключевой фактор успеха. В этом случае реклама, которую получает клиент, превращается из негативного фактора в дополнительное удобство».

В московском «МегаФоне» говорят, что стараются не злоупотреблять рассылкой информационных сообщений: «Мы рассылаем своим клиентам сервисные SMS, сообщая о событиях в сети, выходе нового тарифа и так далее не чаще чем четыре раза в год».

НАТАЛИЯ ПОРТЯКОВА

№ 167 (№ 3251) от 07.09.2005, СР

"Коммерсантъ"

*