Самара строится с размахом, особенно центр города. Непокорных жильцов домов-развалюх, занимающих дорогую землю, выселяют с помощью судов и поджогов. Над головами упрямцев краны переносят поддоны и плиты перекрытия.

Только что был пустырь — и вот уже дом из кирпича и бетона. Только жить в нем нельзя — одни стены. А деньги клиентов уже вложены. Пора с других собирать. В разных местах Самары то и дело собираются толпы обманутых дольщиков. Несколько дней около ста человек митинговали у замороженной многоэтажки около больницы имени Семашко.

Угрюмо косится на прохожих такое же недостроенное сооружение на улице Братьев Коростелевых. А в дом на улице Владимирской, когда все сроки сдачи уже вышли, самостоятельно вселились несколько семей. Всю зиму они провели без отопления и газа.

— В фирме “ДВИ” наобещали нам с три короба, взяли у людей деньги, а теперь никак не могут решить вопрос с газоснабжением, — возмущается Галина Сюнькова, одна из тех, кого ждет очередная холодная зимовка.

Семья Сюньковых продала прежнее жилье — все деньги вложила в новостройку. Кроме этих стен в неотапливаемом доме у них ничего нет. Чтобы купить здесь квартиру, часть дольщиков воспользовалась услугами областного ипотечного фонда, но тот никак не подстраховал своих клиентов.

Число возведенных, но необитаемых домов растет, хотя с 1 апреля все договоры: аренды земли, долевого строительства и так далее — должны проходить государственную регистрацию. Якобы для защиты интересов горожан. Но прошло почти полгода, а заметных перемен нет. В этом я убедился, когда вместе с потенциальным дольщиком Марией Плетневой посетил десяток строительных фирм. К сожалению, ни в одной из них не оказалось нужного набора документов, но в договорных отделах фирм встречали нас лучезарными улыбками: дескать, все в порядке — вносите деньги. Один квадратный метр жилой площади в центре города стоит от 800 долларов. Причем никакой площади, как правило, нет. Чаще всего продают пустое место или котлован, а то и занятый аварийными халупами участок, откуда еще не выселены люди. Даже такая солидная фирма, как “Маяк — стройинвест”, продает сейчас “воздух” на улице Чкалова: в старых домах еще живут люди. Свидетельства регистрационной палаты об аренде земли нет, как и многих других документов. Но при этом риэлторы дружно заверяют, что права дольщиков надежно защищены.

— Долевое строительство в нашей стране — это рулетка, — честно сказали Марии Плетневой в одной из фирм. — Не хотите рисковать — не берите, но гарантий, что дом в срок будет построен и введен в эксплуатацию, вам никто не даст.

Тем временем на рынке невиданными темпами дорожает вторичное жилье, особенно в центре Самары. Стандартная двухкомнатная квартира стоит уже более 50 тысяч долларов. Этому в немалой степени способствует ненормальная ситуация в долевом строительстве, где цены ниже, но можно вообще остаться без квартиры. К примеру, Людмилы Максимовой, которая была в числе дольщиков, пока дом строился, вообще не оказалось в списке жильцов. На моих глазах Марии Плетневой в одной из фирм предлагали уже проданную квартиру. Возможно, по ошибке: забыли заштриховать нужный квадратик в плане этажа — так называемой “шахматке”, где отмечаются реализованные квартиры.

Так или иначе, но в Самаре растет число обманутых дольщиков — их здесь уже около 3 тысяч. Сколько всего по стране — никто не считает. Наши новые кодексы — Жилищный, Градостроительный — лишь демонстрируют намерение государства навести порядок в этой сфере. Но никакого механизма от простого обмана тут не предусмотрено. Поэтому фирмачи бесконтрольно продают воздух, и виновные в обмане остаются безнаказанными. Что думают о сложившейся ситуации в администрации Самары, так и не удалось узнать. Все ответственные господа-товарищи были слишком заняты — не до дольщиков.

«Труд» №165 (24847), 7.09.05

*