Семейный бюджет в киловаттах. В 2006 году больше платить за электроэнергию будет тот, у кого больше бытовой техники
Не исключено, что со следующего года россияне будут платить за электричество, исходя из так называемой социальной нормы потребления электроэнергии.
Об этом говорится в проекте постановления правительства РФ «О мерах по реализации социальной политики в сфере потребления электрической энергии», разработанном минэкономразвития при участии РАО ЕЭС.
Идея очень проста: низкие «социальные» тарифы на электричество должны действовать только в пределах определенного объема потребляемой энергии. Все электричество сверх будет стоить уже значительно дороже. Такой подход, считают авторы идеи, во-первых, социально справедлив. Ведь энергопотребление заметно выше именно в обеспеченных семьях, где гораздо больше бытовой техники. А во-вторых, система заставит людей более рачительно и экономно относиться к этому виду ресурса.
Согласно документу, социальную норму потребления электроэнергии, свою для каждого конкретного региона, будет рассчитывать правительство, исходя «из годового объема среднего фактического потребления в данном населенном пункте». Сегодня в России эта норма колеблется от 50 до 75 киловатт-часов в месяц на человека, хотя некоторые эксперты считают ее явно заниженной.
А тарифы будет устанавливать исполнительная власть на местах. Если потребитель уложится в социальную норму, то будет платить за электричество по льготному курсу, а если нет — за «перебор» придется выложить уже по экономически обоснованному тарифу. Который в 1,5-2 раза больше.
Естественно, в первую очередь такая дифференциация тарифов коснется семей, в которых регулярно пользуются большим количеством энергоемкой техники: электрочайниками и кофеварками, компьютерами, домашними кинотеатрами, джакузи и так далее. Правда, при условии, что «социальная» норма будет действительно «социальной», то есть предусмотренного ею количества электроэнергии должно вполне хватить на нормальную жизнь «среднестатистической» российской семьи, живущей без бытовых излишеств. Разумеется, нововведение затронет и тех владельцев квартир, которые попросту забывают выключать свет и нещадно расходуют электричество.
Идею повсеместного введения соцнормы поддерживают в минпромэнерго, за исключением лишь принципов расчета социальной нормы. В ведомстве Виктора Христенко полагают, что должна быть единая «федеральная» цифра нормы, а для каждого региона введены повышающие или понижающие коэффициенты.
Основная цель такого выборочного повышения тарифов, поясняет специалист РАО ЕЭС Маргарита Нагога, это снижение общего объема перекрестного субсидирования, при котором высокие тарифы для промышленных предприятий фактически дотируют низкие тарифы для населения. Только в прошлом году объемы перекрестного субсидирования составили 60 миллиардов рублей. А вот по расчетам Института экономики города эта цифра составляет аж 93,3 миллиарда рублей. Реформирование же отрасли предполагает выравнивание тарифов и для промышленности, и для граждан, что для последних означает их серьезный рост.
С переходом от социалистического госрегулирования всего и вся (в том числе и тарифов на электроэнергию) к рыночной экономике бизнес, естественно, отказывается переплачивать за население. И хотя за последние несколько лет разрыв в тарифах значительно уменьшился, энергетики настаивают на том, чтобы процесс их выравнивания шел быстрее.
По расчетам энергохолдинга, социальная норма отчасти поможет решить эту проблему, значительно снизив объемы перекрестного субсидирования. А в будущем, при постепенном росте тарифов, может полностью свести его на нет. Однако многие специалисты, с которыми удалось побеседовать «РГ», считают, что для ликвидации перекрестного субсидирования социальной нормы недостаточно.
Напомним, что социальная норма потребления электроэнергии сегодня уже действует в 14 регионах РФ. Решение о ее введении принимало не правительство, как это запланировано на 2006 год, а сами регионы. При этом поскольку в федеральном законодательстве до сих пор нет методики определения объема социальной нормы, то региональные власти устанавливают ее произвольно.
В зависимости от бюджетных возможностей регионов и проводимой социальной политики норма рассчитывается везде по-разному — на человека, семью, в зависимости от размера квартиры или дома, наличия электрической плиты и так далее. Именно поэтому объем социальной нормы в регионах колеблется, например, от 50 во Владимирской области до 350 киловатт-часов в Тверской области.
По словам президента Института энергетической политики Владимира Милова, в некоторых из этих областей эксперимент по введению социальной нормы с треском провалился.
— Не стоит забывать, что сегодня население само выписывает себе счет на оплату электроэнергии, — говорит он. — В итоге большинство жителей начали выписывать себе счета, в которых укладывались в социальную норму. А администрировать, кто сколько платит, и потом отлавливать неплательщиков сложно и неэффективно.
Милов уверен, что то же самое произойдет в 2006 году, когда норму введут во всех без исключения регионах. По экономически обоснованному тарифу будут платить лишь самые честные и при этом обеспеченные россияне, а их в России не так уж и много. За их счет сократить объемы перекрестного субсидирования просто нереально. Кроме того, по статистике, в среднем в месяц российская семья за электроэнергию платит не более 1-2 процента семейного бюджета. Эти средства никак не могут покрыть даже часть из 60-90-миллиардной дотации.
Однако, как рассказал «РГ» эксперт фонда «Институт экономики города» Алексей Родионов, проводивший специальное исследование по соцнормам, в первые годы действительно не получится сильно сократить объемы перекрестного субсидирования.
— Соцнормы можно считать мягкой подготовкой населения к введению 100-процентной оплаты электроэнергии, — говорит Родионов. — По нашим расчетам, это произойдет в 2009 году. За три года люди должны будут привыкнуть к постепенному повышению тарифов.
Чтобы полностью ликвидировать перекрестное субсидирование, продолжает свою мысль Милов, надо намного увеличить тарифы. Но это может спровоцировать массовое недовольство населения, а этого политики и энергетики хотят избежать. Вот и выдумывают разные какие-то новые механизмы, вроде социальной нормы. «Идея хорошая, но, к сожалению, практически невыполнимая», — подытожил Милов.
Впрочем, информация из регионов эту точку зрения во многом опровергает: должников по электроплатежам все более успешно «отслеживают» и заставляют доплачивать не только в крупных городах (в Москве, например, контроль осуществляется автоматически), но и в областных и районных центрах.
Можно предположить, что инициатива вряд ли будет активно поддержана по всей стране. Далеко не все области стремятся ввести социальную норму. Мало кто из районных властей сегодня добровольно поднимает тарифы под прикрытием введения соцнормы. Видимо, в регионах считают, что перекрестное субсидирование — не их проблема, да и народных протестов хотят избежать.
Последний из таких скандалов разгорелся в Красноярском крае, где местные коммунисты подали в суд на региональную энергетическую компанию с требованием вообще отменить социальную норму. Последнее заседание по этому поводу было в августе. Кроме того, по мнению истцов, соцнорма сильно занижена. Первоначально норма на одного человека была 50 киловатт-часов, но после ряда митингов краевые власти согласились поднять ее до 75.
В какой-то степени протестующие правы — средняя общероссийская норма сегодня явно устарела. Как уверяет Алексей Родионов, среднестатистическая российская семья (2,5 человека), пользуясь холодильником, телевизором, стиральной машиной, утюгом и электрической плитой, потребляет каждый месяц больше 140 киловатт-часов. И это не считая «излишеств» в виде компьютеров, видеомагнитофонов и музыкальных магнитол, которые сегодня есть у многих. С каждым днем энергопотребление бытовой техники и ее количество постоянно растет. Но это уже отдельный вопрос. Сейчас главное — будет ли одобрен проект постановления, который правительство будет рассматривать осенью.
В каких регионах действует социальная норма на электричество
Владимирская область
Калужская область
Липецкая область
Тверская область
Астраханская область
Нижегородская область
Пензенская область
Саратовская область
Свердловская область
Иркутская область
Республика Марий Эл
Республика Карелия
Красноярский край
Усть-Ордынский Бурятский АО.
«Российская газета» №198 (3867), 7.09.05
*