Рост цен на авиационное топливо приведет к подорожанию дешевых путевок

С понедельника в аэропорту Внуково стоимость авиационного топлива возросла на 8% – до 680 долл. за т. Эта тенденция наблюдается не только в аэропортах московского авиационного узла, она носит общероссийский характер. По оценкам отечественных авиакомпаний, только в конце июля – начале сентября цена на топливо выросла на 110-120 долл. за т. В результате авиакомпаниям ничего не остается, как повышать стоимость билетов и аренды чартерных рейсов для туристических компаний. Это в свою очередь отразится на росте цен на путевки. По оценкам туроператоров, из-за повышения цены авиакеросина удорожание путевок составит около 20 долл., что прежде всего ударит по туристам, выбирающим недорогие направления.

Начиная с апреля 2005 г. стоимость авиакеросина во всех аэропортах России увеличилась в среднем на 50-60%. Например, на 50% он подорожал в аэропорту Норильска, на 72% – в Красноярске, на 70% – в Москве. За последние 1,5 года стоимость авиационного топлива выросла в два раза. В среднем в структуре затрат топливная составляющая приближается к 35%. В «Аэрофлоте» этот показатель равен 30,8%. В компании «КрасЭйр» – 36%. Затраты на покупку АвиаГСМ составляют около 35% всех расходов авиакомпании «Волга-Днепр». Для сравнения: в западных авиакомпаниях этот показатель не превышает 15%. В «КрасЭйр» и в Utair подсчитали, что стоимость топлива в затратах на один рейс уже приблизилась к 60%.

Впрочем, на этом рост цен на авиакеросин не остановился. В понедельник стоимость заправки 1 т авиационного топлива в аэропорту Внуково для авиакомпаний выросла с 17,8 до 19,3 тыс. руб. (включая НДС). С пятницы 2 сентября цены на горючее возросли в аэропорту Пулково. Эта тенденция распространяется и в регионах. В Ярославле стоимость тонны керосина приблизилась к 20 тыс. руб. Как считают представители авиакомпаний, за повышением тарифов неминуемо следует отток пассажиров. «Перекачка» денег из карманов пассажиров в прибыли нефтяных компаний происходит не только в ущерб экономике авиаперевозчиков, но и ограничивает финансирование мероприятий по обеспечению безопасности полетов», – считают в авиакомпании AiRUnion. Там отмечают, что вопрос о росте цен на топливо поднимался еще в конце 2004 г., тогда было предложено влиять на ценовую политику нефтяных компаний путем введения системы конкурсного определения поставщиков. «Однако по сей день топливный беспредел продолжается», – отмечают в AiRUnion.

В авиакомпании «Атлант-Союз» считают, что рост цены на топливо на один летный час из-за последнего подорожания составит для самолетов Ил-86 порядка 300-400 долл. Это скажется на увеличении стоимости контрактов с заказчиками чартерных рейсов (с туроператорами), говорит коммерческий директор авиакомпании «Атлант-Союз» Вячеслав Илюшин. «Если брать такое направление, как Египет, то изменение стоимости аренды чартера может составить 2300-2400 долл., – оценивает г-н Илюшин. – Если перекинуть стоимость подорожания на количество мест, то на одно кресло она увеличится на 10 долл.». При таких расчетах туроператоры считают, что повышение для них составит минимум 15 долл. за кресло.

Главная причина повышения цен на авиационное топливо – рост стоимости нефти, считает гендиректор торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» Евгений Островский. Нефтекомпании стараются больше продать на внешнем рынке, тем самым создавая дефицит на внутреннем. На стоимость авиационного топлива оказывают влияние технический простой НПЗ самарской группы (принадлежат НК «ЮКОС»), а также то, что заводы уже снизили выпуск авиационного топлива, перейдя на зимний режим, а авиакомпании работают по летнему расписанию. «Что будет дальше с ценой на нефть, никто предсказывать не берется, – резюмирует Евгений Островский. – Все думали, что зимой этот рост прекратится, но он продолжается. Если цена за баррель нефти возрастет до 100 долл., то стоимость авиационного топлива вырастет еще в 1,5 раза». Затраты на приобретение топлива авиакомпании компенсируют за счет увеличения тарифов. «19,3 тыс. руб. – это практически потолок», – уверен Евгений Островский. По его словам, также стоит топливо в Сингапуре. В Египте цена топлива за месяц выросла с 728 до 786 долл. за т. Из-за этого отечественные самолеты стали летать в танкерном режиме (заправляются в российских аэропортах и только немного топлива покупают за рубежом), рассказывает Вячеслав Илюшин.

В большей степени рост цен на авиационное топливо скажется на дешевых турах, уверена исполнительный директор российского союза туриндуствии Татьяна Петкевич. По ее словам, в таких пакетах стоимость чартерной перевозки примерно сопоставима с ценой проживания. В основном речь идет о Турции и Египте. «Рост цен на топливо подрывает туристический рынок», – уверена г-жа Петкевич. Сами туроператоры в своих оценках более осторожны. Вадим Михайлов – начальник отдела чартеров туристической компании «Корал Тревел» считает, что стоимость путевок вырастет на ту сумму, на которую повысит цену авиакомпания, предоставившая чартер. «Как правило, на повышении стоимости никто денег не делает – ни туроператор, ни авиакомпания», – сказал он RBC daily. Туроператоры смогут повысить цены только через несколько недель, так как все текущие пакеты у них уже распроданы. «Если взять Египет, ОАЭ, Турцию, то повышение стоимости авиаперелета составит всего 4-5%, – оценивает Алексей Сергеечев, вице-президент группы компаний Intaer. – Все зависит от стоимости отеля и ее соотношения с ценой авиаперелета». По его словам, за этот год цена путевок из-за топливной составляющей увеличилась уже 7 раз. Иногда туроператоры берут на себя непредвиденные расходы, но только в крайнем случае принимают решение компенсировать повышение стоимости перелета за счет клиента. По последнему пути не так давно пошла компания Intaer, доведя до клиентов информацию о том, что «в связи с ростом топливных надбавок доплата за авиабилет с 11 сентября составляет 10 евро на человека». Однако такое происходит крайне редко, считает Татьяна Петкевич: последний раз подобные объявления туроператоры размещали два года назад, когда летом сильно вырос курс евро.

Сергей Стариков, 06.09.2005

РосБизнесКонсалтинг

*