В Москву прилетел Герд Руге — живая легенда телевидения Германии, первый западный корреспондент в послевоенном СССР. Почти пятьдесят лет Европа смотрела на то, что происходит в нашей стране, его глазами. Полувековому юбилею бюро АРД в Москве посвящён документальный фильм, снятый немецкими тележурналистами.

Удар колокола — такой сигнал к началу ежедневной летучки трудно пропустить. Рабочий язык — русский вперемешку с немецким. Найти тему репортажа, интересную для зрителя в Германии, непросто. Пик интереса к нашей стране уже позади, считает шеф московского бюро первого канала телевидения Германии (АРД) Альбрехт Райнхардт: «Пробиться в эфир с сюжетом из Москвы не всегда легко. Очень жаль: ведь за тем, что происходит в стране, в том числе и в политике, надо следить постоянно, а не только сообщать время от времени о терактах и катастрофах».

В видеоархиве московского корпункта АРД все, что снимали операторы первого немецкого канала за двадцать с лишним лет в Советском Союзе, СНГ и России. Самая старая кассета из тех, что хранятся здесь: 83-й год, 3-минутный сюжет про журнал «Крокодил», полторы минуты — «Андропов и экономика» и две минуты — сюжет о встрече глав государств Восточного блока — так на Западе называли СЭВ.

А вот как все начиналось: 55-й год. Самый первый радиорепортаж АРД из Москвы: «Говорит Герд Руге из аэропорта Внуково. В эти минуты лайнер «Люфтганзы» как раз подруливает к месту стоянки. Канцлер Аденауэр прибыл с визитом в Советский Союз».

Через год Герд Руге снова в Москве — теперь уже постоянным корреспондентом. Но до этого молодому репортеру пришлось потратить немало сил, убеждая свое начальство отправить его «обратно в СССР». «В Германии многие говорили: зачем?! Он все равно будет передавать оттуда только официальную советскую пропаганду! Но рискнули — и неплохо получилось», — вспоминает Руге.

Первый корпункт — он же служебная квартира — был в гостинице «Националь». Свои репортажи Руге передавал по телефону с Центрального телеграфа после того, как текст читал советский цензор. «Хрущев во время приемов в Кремле часто подходил к иностранным корреспондентам, он спорил с нами и в сердцах часто говорил откровенные вещи, например, о положении дел в сельском хозяйстве, но их цензор потом вычеркивал из репортажа», — говорит Руге.

Вскоре после приезда Герд Руге добился невозможного: разрешения на первую командировку в Якутию и на Дальний Восток. Название маленького якутского городка Алёквинск он хорошо помнит до сих пор. «Я захожу в кабинет к местному партсекретарю, — делится воспоминаниями Руге. — Он сидит в конце такого длинного стола. Спрашивает: зачем вы сюда приехали? Я говорю: случайно, проездом, вот зашел спросить, как у вас виды на урожай. А он меня прерывает и говорит: я знаю, зачем вы здесь, вы хотите оклеветать наш Алёквинск!»

В московском бюро монтируют последние сцены фильма. 50 лет, уложенные в 45 минут — большие события и маленькие детали: Гагарин и уличные гармонисты, Чернобыль и первый в Москве прокат автомобилей, Матиас Руст и родная деревня Михаила Горбачева. Называется фильм «Окно с видом на Кремль» — в память о первом корпункте в «Национале». «Наш фильм — это хронология событий в Советском Союзе и в России за последние 50 лет глазами наших корреспондентов. Герд Руге — это отдельная история. Его у нас называют человеком, который смог «перенести Россию домой к немецкому зрителю»», — говорит редактор, журналист первого канала телевидения Германии (АРД) Еллис Фредер.

Казалось бы, ничего особенного: он просто первым показал нашу страну такой, какой ее было интересно смотреть.

Вести.ru

*